8 мар. 2014 г.

Как инвестировать в паевые фонды

Инвестиции в паевые фонды

Для того чтобы принимать взвешенные и обоснованные решения о покупке или продаже акций, нужно приобрести необходимые знания и навыки, а также некоторый опыт работы на фондовом рынке. Часто у одних людей нет на это времени, другим просто не интересно заниматься анализом фондового рынка, третьи, понимая, что вложения в акции связаны с высоким уровнем риска, хотят для своих вложений более «тихую гавань».
Для таких инвесторов лучшим вариантом будет инвестирование в паевые инвестиционные фонды, сокращенно – ПИФы. Такие фонды есть как в России, так и за рубежом, только там они называются Mutual funds – взаимные фонды.
Итак, что же такое паевой фонд? Грубо говоря – это портфель акций, обращающихся на фондовом рынке, подобранных в определенной пропорции управляющей компанией. Функция управляющей компании состоит в том, чтобы аккумулировать деньги вкладчиков, вложить их в доходные инструменты (акции, облигации), а также корректировать их доли в составе фонда в зависимости от текущей рыночной ситуации. Фонд поделен поровну на условные единицы (паи), и, вкладывая деньги в фонд (покупая паи), инвестор покупает не отдельную акцию, а часть общего пакета акций, из которых состоит фонд. Это значительно снижает риск инвестирования, т. к. соответствует правилу диверсификации (распределения) средств по разным видам активов. Кроме того, инвестор сам не принимает участие в управлении фондом, это делает управляющая компания. Это еще одно преимущество фонда – не нужно быть специалистом по управлению активами на фондовом рынке, за вас управляет профессионал. Конечно, управляющая компания (далее – УК) берет вознаграждение за свои услуги, т. е. при каждой покупке паёв инвестору нужно заплатить дополнительно комиссию, но об этом ниже.

Какие бывают ПИФы

ПИФы классифицируются по нескольким признакам: по уровню риска, по по виду ценных бумаг, которые приобретаются на средства фонда, по степени свободы инвесторов и так далее.
По составу ценных бумаг ПИФы бывают следующих видов:
  1. ПИФы акций.
    ПИФы акций, как следует из названия, состоят из акций компаний (открытых акционерных обществ). Акции приобретаются управляющей компанией на деньги, внесенные в фонд пайщиками. Когда цена акций, входящих в ПИФ, растёт (по результатам торгов на биржах), растёт и цена паев ПИФа. Когда цена акций падает, дешевеют и паи. Задача управляющей компании покупать акции, которые должны вырасти в цене, и продавать акции, которые должны упасть в цене. От того, насколько удачно УК угадывает (рассчитывает)? какие акции продать, а какие купить, зависит доходность ПИФа. ПИФы акций - самый рискованный вид ПИФов. Доходность варьируется от отрицательной до высокой положительной.
  2. ПИФы облигаций.
    ПИФы облигаций - наименее рискованные вложения, хотя и они могут быть убыточными, просто вероятность убытка очень низка. Обязательный спутник низкого риска - низкая доходность. Доходность в ПИФах облигаций примерно такая же, как у банковских депозитов, 8-12%. ПИФы облигаций можно использовать как убежище для капитала во время падения рынка.
  3. Смешанные ПИФы.
  4. Смешанные ПИФы (ПИФы смешанных инвестиций) - это гибриды ПИФов акций и ПИФов облигаций, т. е. они состоят из обоих видов ценных бумаг. У таких фондов максимально гибкие стратегии: они могут состоять на 100% из акций во время роста рынка и на 100% из облигаций во время падения рынка. В периоды неопределенности на рынке, когда не ясно, куда рынок двинется завтра, такие фонды - наилучший вариант для вложения капитала.
Также ПИФы различаются по свободе пайщика выбирать время для покупки и продажи паев:
  1. Открытые ПИФы.
  2. Если ПИФ открытый, можно покупать, обменивать и погашать паи в любой рабочий день.
  3. Интервальные ПИФы.
  4. Паи интервального ПИФа можно покупать, обменивать и гасить только в определенные фиксированные промежутки времени несколько раз в год (как правило, по две недели четыре раза в год).
  5. Закрытые ПИФы.
  6. Закрытые ПИФы инвестируют средства в такие активы, которые нельзя частично продать, чтобы погасить паи одного или нескольких пайщиков, а возможно только продать всё имущество ПИФа и погасить все паи.
Кроме того, фонды бывают отраслевые (на деньги фонда приобретаются акции компаний какой-либо одной отрасли, например, нефтяной или металлургической), индексные (состав акций, приобретаемых на деньги фонда копирует состав акций индекса ММВБ или РТС, поэтому такой фонд растет или снижается в соответствии с индексом).

Как выбрать фонд

Каждый инвестор, вкладывающий свои сбережения в паевые фонды должен понимать, что ПИФы – это «забег на длинную дистанцию»; иными словами – фонды дают ощутимую прибыль только при длительных сроках инвестирования – от 5 лет и более. Поэтому средства, которые могут вам понадобиться через более короткий промежуток времени, лучше вложить в другие активы, но об этом позже.
Сначала нам нужно выбрать управляющую компанию. Рейтинги УК легко найти в интернете, например, по адресу: http://pif.investfunds.ru/funds/rate_management.phtml. Там компании ранжируются по объёму СЧА (иными словами – размеру фондов), количество ПИФов в управлении, показателях доходности. Однако, высокие показатели в прошлом не гарантируют таких же высоких показателей в будущем.
Инвестору на данном этапе необходима в первую очередь надежность компании. Поэтому необходимо проверить, чтобы УК работала на рынке не менее 5 лет, чем дольше тем лучше.
Далее необходимо сравнить размеры комиссий, взимаемых управляющими компаниями. Естественно, чем ниже комиссия, тем более привлекательна управляющая компания. Неплохо также, чтобы компания являлась налоговым агентом, то есть при получении прибыли в момент продажи паёв фонда сама удерживала подоходный налог, освобождая инвестора от налоговых процедур (заполнение декларации, перечисление средств в налоговую и т. д.).
С учетом рассмотренных показателей, автор считает наиболее надежными и удобными для работы управляющие компании «Альфа-Капитал» (http://www.alfacapital.ru/individual/pifs/) и «ВТБ Капитал – управление активами» (http://www.vtbcapital-am.ru/), но это его личное мнение.
После того как определились с управляющей компанией, приступаем к выбору фонда. Здесь многое зависит от самого инвестора – его способности понимать рынок и его отдельные сегменты, склонности к риску и т. д. Если инвестор имеет своей целью получение максимальной прибыли, то лучше выбрать фонд акций. Но вместе с тем необходимо понимать, что возможная прибыль и риск – вещи взаимосвязанные и прямо пропорциональные, то есть чем выше потенциальная прибыль, тем выше возможность потери средств при неблагоприятной ситуации на рынке и наоборот. Инвесторам, больше заинтересованным в сохранности своих сбережений, чем в получении прибыли можно рекомендовать ПИФы облигаций, они гораздо стабильнее фондов акций, но и средняя доходность там существенно ниже. Если инвестор хорошо разбирается в одной из отраслей промышленности (нефтегазовой, металлургической), то его могут заинтересовать отраслевые фонды, специализирующиеся на акциях компаний определённой отрасли.
Итак, с видом фонда определились, теперь смотрим дату создания фонда. Важно, чтобы фонд существовал не менее 3 лет, чтобы можно было проследить его историческую доходность. Историческая доходность – это самый важный критерий при выборе фонда! Чтобы её оценить, нужно сравнить доходность фонда с индексом ММВБ или РТС. Сделать это можно, например, на сайте http://pif.investfunds.ru/, там удобный интерактивный график на главной странице. Фонд является привлекательным, если его историческая доходность за последние 3 года выше чем доходность индекса. Индекс – это статистический показатель, характеризующий общее состояние рынка. В состав индекса входят ценные бумаги крупнейших компаний, торгующихся на бирже. Если фонд показывает доходность ниже рыночной, то целесообразнее инвестировать в индексный фонд, состав которого повторяет состав бумаг, входящих в индекс ММВБ. Такой фонд имеет доходность, равную доходности индекса.
Выбрав управляющую компанию и ПИФ, можно приступать непосредственно к инвестированию. Для этого необходимо связаться с управляющей компанией через сайт или по телефону. Если Вы решили иметь дело с компанией «ВТБ-капитал Управление активами», до достаточно просто явиться в ближайшее отделение банка ВТБ24 и заключить договор с управляющей компанией. Далее нужно просто перечислить средства на свой счет в УК, иными словами – купить паи фонда. Чтобы продать паи, нужно снова прийти в офис УК и подать заявление о продаже паёв. Операции по покупке или продаже паёв осуществляются в течение 2-3 дней с момента подачи заявки.

Маленькие хитрости

Инвестиции в паевые фонды
И напоследок – несколько рекомендаций от МирCоветов по инвестированию в паевые фонды.
Не вкладывайте все предназначенные для инвестирования средства в один фонд. Это лишний риск, без которого можно обойтись, ведь стоимость отдельного фонда может как расти, так и падать, причем существенно. Подберите себе 2-3 фонда со стабильной и высокой доходностью и покупайте паи всех трёх. Тем, кто считает себя готовым к риску и собирается приобрести паи фондов акций, лучше всего подстраховаться, включив в инвестиционный портфель паи фондов облигаций или смешанных фондов. В случае неблагоприятной ситуации на рынке это сделает падение не таким ощутимым.
О стратегии. МирCoветов считает стратегию «механического инвестирования» наиболее стабильной и выигрышной. Она заключается в том, чтобы инвестировать одинаковые суммы через равные промежутки времени (например, раз в месяц или раз в квартал). Причем делать это надо вне зависимости от того, растут паи в цене или падают. Смысл стратегии в следующем. Допустим, вы вносите 5000 рублей каждый месяц. Если покупка совершена, когда цена на паи упала, то за эту сумму вы купите большее количество паев, а если цена на паи высокая – то меньшее. То есть покупается больше по низкой цене, меньше – по высокой. Статистика показывает, что такой подход наиболее оправдан при длительных сроках инвестирования.
Если вы не смогли определиться с фондом, то лучше всего инвестировать в индексный фонд, то есть тот фонд, состав которого (а значит, и показатели) соответствует индексу ММВБ или РТС. О таких фондах рассказывалось выше. Плюс этого фонда в том, что им не надо управлять (принимать решения об изменении состава акций), а нужно только следить, чтобы пакет акций фонда соответствовал пакету акций, входящих в индекс. А если нет необходимости в активном управлении, то и комиссия там самая низкая. Кроме того – статистика показывает, что 70% активно управляемых фондов проигрывает индексу ММВБ по доходности на длительных периодах.
И напоследок – помните: цена фондов может как расти, так и падать! Поэтому никогда не инвестируйте все имеющиеся деньги, определите сначала сумму средств для инвестиций. Только разумный подход к инвестированию может обеспечить будущее благосостояние.
Удачных вам инвестиций!

 

 

Устойчивое конкурентное преимущество

Фирма может получить норму прибыли, превышающую стоимость капитала, двумя способами: либо функционируя в привлекательной отрасли, либо добившись конкурентного преимущества над соперниками. Из этих двух источников максимальной прибыльности более значимо конкурентное преимущество. Поэтому основная цель стратегии состоит в том, чтобы закрепить конкурентное преимущество фирмы. Для этого необходимо решить следующие задачи.

Автор: Миxaил Лeoнидoвич Кaлужcкий, кандидат экономических нayк, доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга ВЗФЭИ (филиал в г. Oмcке).

Устойчивое конкурентное преимуществоФирма может получить норму прибыли, превышающую стоимость капитала, двумя способами: либо функционируя в привлекательной отрасли, либо добившись конкурентного преимущества над соперниками. Из этих двух источников максимальной прибыльности более значимо конкурентное преимущество. Поэтому основная цель стратегии состоит в том, чтобы закрепить конкурентное преимущество фирмы.
Только понимая особенности рыночной конкуренции, можно идентифицировать возможности получения конкурентного преимущества. Для этого необходимо решить следующие задачи:
  1. Определить обстоятельства, при которых фирма может создать конкурентное преимущество перед соперниками;
  2. понять, как способность к реагированию и инновации могут создавать конкурентное преимущество;
  3. прогнозировать, насколько конкуренция способна разрушить конкурентное преимущество посредством подражания;
  4. осознать роль состояния ресурсов для создания несовершенной конкуренции и, следовательно, новых возможностей для получения конкурентного преимущества;
  5. различать два основных типа конкурентного преимущества: преимущество по издержкам и преимущество дифференциации.

Предотвращение имитации
Имитация (подражание) представляет прямую форму конкуренции. Для сохранения долгосрочного конкурентного преимущества необходимы барьеры на пути имитаторов. Р. Румельт использовал термин «изолирующие механизмы» для описания «барьеров, ограничивающих фактическое равновесие прибылей среди отдельных фирм».
Для того чтобы фирма могла успешно имитировать стратегии, она должна пройти четыре стадии.
  1. Идентификация. Фирма должна выявить, обладает ли ее соперник конкурентным преимуществом.
  2. Стимулы. Фирма должна увериться в том, что инвестиции в имитацию с лихвой окупятся.
  3. Диагностика. Фирма должна быть в состоянии проанализировать особенности стратегии своего конкурента, обеспечивающие ему конкурентное преимущество.
  4. Приобретение ресурсов. Фирма должна быть в состоянии приобрести посредством передачи или воспроизводства ресурсы и способности, необходимые для подражания стратегии более эффективной фирмы.

Сокрытие высоких результатов
Простым барьером для имитаторов является сокрытие высоких показателей прибыльности фирмы. Избежать конкуренции, утаивая прибыль, частной фирме намного легче, чем фирме в форме открытого акционерного общества, которое обязано обнародовать отчеты о своих финансовых результатах. Но желание избежать конкуренции может быть настолько сильным, что заставит фирму воздерживаться от получения краткосрочной прибыли.

Сдерживание и преимущественное право
Фирма может избежать конкуренции, устраняя стимулы для имитации. Если фирма сможет убедить конкурентов в нерентабельности подражания, она сумеет избежать их конкурентных притязаний. Фирма может также сдерживать имитацию, используя свое преимущественное право на существующие и потенциальные стратегические ниши. Преимущественное право может принимать самые разные формы.
  1. Рыночный лидер быстро увеличивает количество модификаций товара.Новые игроки на рынке и менее сильные конкуренты не могут создать свою рыночную нишу.
  2. Лидер осуществляет крупные инвестиции в производственные мощности до начала ожидаемого увеличения рыночного спроса. Это создает преимущественные права лидера и ограничивает возможности конкурентов.
  3. Лидер увеличивает количество патентов и защищает свое преимущество, базирующееся на технологии, за счет ограничения развития технических возможностей конкурентов.
Способность сохранять конкурентное преимущество с помощью преимущественного права зависит от наличия двух факторов. Во-первых, с точки зрения экономии на масштабе производства рынок должен быть достаточно маленьким, чтобы на нем могло существовать только очень небольшое количество конкурентов. Во-вторых, первопроходцы должны обладать преимуществом, обеспечивающим им приоритетный доступ к информации и другим ресурсам и лишающим соперников этого преимущества.

Двусмысленность и неопределенность
Если одна фирма собирается подражать конкурентному преимуществу другой, она должна понять, что лежит в основе успехов ее конкурента. Во многих отраслях сложно установить взаимосвязь между эффективной деятельностью и ресурсами и способностями, лежащими в ее основе.
Причинно-следственная двусмысленность. Wal-Mart — мировой лидер в розничной продаже по низким ценам. Один из руководителей Wal-Mart заявил: «Продажа в розницу — это как открытая книга. Нет никаких тайн. Наши конкуренты могут пойти в наши магазины и увидеть то, что мы продаем, как мы продаем и по какой цене». Трудность состоит в том, чтобы определить, что обеспечивает прибыльность Wal-Mart. Чем более многомерно конкурентное преимущество фирмы, чем больше связей у каждого параметра конкурентного преимущества с организационными способностями, а не с отдельными видами ресурсов, тем труднее определить причины успеха.
Неопределенность возможности имитации. Результатом неизвестности причинно-следственных связей является неопределенность возможности имитации. Там, где не ясны причины успеха конкурента, любая попытка подражать его стратегии обречена на неудачу.

Ресурсы и способности
Установив источники конкурентоспособного преимущества фирмы, имитатор может попытаться конкурировать только в том случае, если соберет ресурсы и способности, необходимые для подражания. Фирма может приобрести ресурсы и способности только двумя способами: купить или создать их самой.Продолжительность сохранения конкурентного преимущества зависит от количества времени, которое потребуется на приобретение и мобилизацию ресурсов и способностей, необходимых для того, чтобы бросить вызов конкуренту.
Возможность приобрести ресурсы и способности на внешних рынках зависит от того, насколько легко их можно передавать от одной фирмы другой. Даже если ресурсы обладают мобильностью, на рынке ресурсов есть транзакционные издержки. Это затраты на приобретение и продажу, проистекающие из затрат на поиск, переговоры, реализацию контракта и транспортных издержек. Самые высокие транзакционные издержки связаны с высокоспециализированными, «специфическими» ресурсами.
Альтернативой покупке ресурса или способности является их создание с помощью внутренних инвестиций. Ресурсы или способности могут основываться на заведенном в организации порядке — организационной рутине. Тогда для накопления определенного уровня координации и знаний могут потребоваться годы. Если необходима интеграция множества сложных видов рутины, основанных на командной работе, для достижения стандартов, установленных лидерами отрасли, могут потребоваться многие годы.
Там, где конкурентное преимущество не требует применения сложных и специфических для конкретной фирмы ресурсов, имитация может произойти быстро и легко.

Преимущество первопроходца
Идея преимущества первопроходца заключается в том, что тот, кто первым занял стратегическое положение или нишу, получает доступ к ресурсам и способностям, недоступным для пришедших позже. Преимущество первопроходца в простейшей форме — это обладание патентом или авторским правом. Занятие стратегической ниши первым может способствовать появлению и других преимуществ в отношении ресурсов.
Если необходимые для конкуренции ресурсы ограниченны, например речь идет о торговом месте в новом торговом центре или высококвалифицированных работниках, то первопроходцы просто получают преимущественное право на эти дефицитные ресурсы.
Изначальное конкурентное преимущество обеспечивает приток прибыли, который позволяет фирме инвестировать средства в расширение и модернизацию своей ресурсной базы. Фирма может потратить свою прибыль и на инвестиции в новые заводы, захватить многонациональные рынки, поглощать зарубежных конкурентов, финансировать исследования и разработки. Если в индустрии распространены общие технические стандарты, первопроходец может иметь преимущество в установлении этих стандартов. Первопроходец может создать себе преимущество по издержкам.

Влияние ситуации в отрасли на конкурентное преимущество
Характеристики отрасли играют существенную роль в выборе средств, которые укрепляют или разрушают конкурентное преимущество. Поэтому возможности для установления конкурентного преимущества на рынках зависят от количества и разнообразия источников изменений в окружающей среде. Отрасли, подверженные разнообразным непредсказуемым внешним изменениям, открывают широчайшие возможности для конкурентного преимущества.
То, какой урон нанесет имитация конкурентному преимуществу, зависит от особенностей той или иной отрасли. Рассмотрим примеры:
  • Сложность информации. Чем труднее выявить основу успеха ведущих фирм, тем труднее подражать их успеху. В отраслях, в которых конкурентное преимущество базируется на сложных, многоуровневых способностях, оно, как правило, обладает большей жизнеспособностью. Типичным является пример киноиндустрии.
  • Возможности для сдерживания и преимущественного права на покупку. Отрасли, в которых рынок мал для получения экономии на масштабе производства, жизненно важные ресурсы скудны или уже находятся в чьих-то руках, или экономия за счет обучения имеет большое значение, первопроходцы устанавливают и удерживают конкурентное преимущество.
  • Трудности в приобретении ресурсов. Отрасли различаются по наличию стратегически важных ресурсов. Трудности, связанные с интеграцией ресурсов и способностей, необходимых для того, чтобы бросить вызов существующим участникам рынка, намного возрастают, если изначальное преимущество в ресурсах имеет кумулятивный характер.

Copyright 2014 © Элитариум (www.elitarium.ru).
Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.

Как мы принимаем решение о покупке

 
Когда экономисты и маркетологи начали выводить обобщенные модели поведения потребителей, стало понятно, что суверенность суверенность принятия решения «расчетливым» потребителем преувеличена. В реальности «разумную выгоду» потребителю диктуют многочисленные физические и психические особенности поведения людей, стимулы со стороны продавцов и пр. Рассмотрим кратко основные модели поведения потребителей, описывающие ведущие к покупке процессы.

Автор: Oльгa Сepгеeвна Пocыпaнова, кандидат психологических наук, дoцeнт кафедры общей и юридической псиxoлогии Kaлужcкого государственного университета им. К.Э. Циолкoвcкого.

Модели предпокупочного поведения что предшествует покупкеРанее исходили из того, что решения о покупках человек принимает рассудочно, рационально, взвешивая выгоду. Однако, когда экономисты и маркетологи начали выводить обобщенные модели поведения потребителей, стало понятно, что суверенность принятия решения «расчетливым» потребителем преувеличена. В реальности «разумную выгоду» потребителю диктуют многочисленные физические и психические особенности поведения людей, стимулы со стороны продавцов, а также различные эксперты и авторитеты (реальные и мнимые). Рассмотрим кратко основные модели поведения потребителей, описывающие ведущие к покупке процессы — модели предпокупочных процессов.

1. Модель принятия решения Д. Хокинса
Данная модель принятия решения (decision making model) уже считается классической. В первоначальном варианте, созданном Д. Хокинсом, в процессе принятия решения потребитель проходит следующие этапы:
  • сознание потребителем наличия проблемы;
  • информационный поиск;
  • оценка и выбор альтернатив покупки;
  • покупка;
  • использование покупки;
  • оценка решения.
Далее разные авторы добавляли различные промежуточные стадии в эту модель (Энджел, Блэкуэлл и др.) Эта модель предполагает, что мы знаем то, что мы хотим, и нам остается выбрать лучшую из нескольких альтернатив. Это противоречит базовой аксиоме маркетинга: «Потребитель никогда точно не знает, чего он хочет». Наверное, истина где-то посередине

2. Модель изучения товара Дж. Лоуэнстайна
Модель изучения товара (learning model) создана психологом Джорджем Лоуэнстайном в 1999 году. Она утверждает, что в реальности выделение стадий при принятии решения о покупке — искусственно. Реально же потребитель может не проходить одну или несколько стадий, или они возникают одновременно. Обдуманное, преднамеренное, рассчитанное принятие решения — исключение из правил, и большая часть поведения является относительно автоматической, привычной, неосознаваемой или управляемой стандартами и правилами поведения.
В данной модели отмечается, что аналитическая функция психики при принятии решения/исследования товара задействована незначительно. Более того, даже многие эмоции неосознаваемы в процессе потребления. В связи с этим в дополнение к процессу принятия решений предлагается процесс исследования товара, под которым понимается ознакомление с товаром, распознание его функций, изучение всех его особенностей, атрибутов, полезности и выгоды использования. Отмечается, что потребитель не детально исследует товар, а изучает лишь наиболее значимые для него атрибуты. Более того, в процессе исследования товара задействована не только когнитивная сфера, но и аффективная. Здесь считается, что предпочтения существуют в сознании, и при исследовании товара он сравнивается с предпочитаемым образом.

3. Модель формирования отношений Андриасена
Ядром данной модели является комплекс установок и способности переработки информации у отдельного потребителя. Андриасен утверждает, что именно установки потребителя на товар в наибольшей степени влияют на его реакции в сфере потребительского выбора. В свою очередь, на эти установки могут влиять пять факторов:
  • личность отдельного потребителя;
  • прошлые переживания, связанные с удовлетворением потребностей;
  • прошлый опыт, не включающий удовлетворение;
  • социальное восприятие, то есть восприятие человеком надежд, норм и ценностей значимых для него людей;
  • личностные установки на объекты, связанные с интересующим товаром.
Изменение отношения к товару может быть результатом изменения одного или нескольких из этих образующих факторов. Информация, получаемая индивидом из разных источников, подвергается процессу «фильтрации», после которого она взаимодействует со множеством явлений (убеждениями, эмоциями). В результате формируется установка, которая влияет на дальнейшее поведение.
Возможны три варианта действий потребителя. Потребитель может выбрать продукт (купить), продолжить поиск или воздержаться от действий. Решение выбрать товар, как и два других варианта, принимается с некоторым элементом принуждения (доход, бюджетные приоритеты, технические возможности товара). Выбранные альтернативы содержат механизм обратной связи, который влияет на фильтрационные процессы в будущем.

4. Модель импульсивной покупки
Английские психологи Xельга Диттмар, Джейн Битти и Сюзан Фриз выдвинули социально-психологическую модель импульсивной покупки (Impulse Purchase model). Импульсивная покупка — покупка сделанная спонтанно, но не беспричинно.
Существует два вида импульсивных покупок:
  • неожиданные приобретения: например, человек целенаправленно идет в магазин за колбасой, но заодно покупает и йогурты;
  • неожиданные разновидности товара: например, человек направленно идет в магазин за колбасой, и покупает спонтанно тот ее вид, который первым «бросился» в глаза или который покупает большинство в очереди.
Согласно этой модели, во-первых, лишь некоторые покупки человек делает после продолжительного выбора, осознавая их необходимость — это принудительные покупки и к ним можно применить как модель принятия решения, так и модель исследования товара. Во-вторых, импульсом для покупки является стремление приобрести символы самовыражения и социальной идентичности. Считается, что человек покупает товар не только как материальную или функциональную выгоду, а в первую очередь как символ статуса, социальной принадлежности, образа жизни, а главное — своего имиджа. Смысл импульсивной покупки — в попытке поддержать Я-образ, свой имидж. Эта же закономерность отмечается и в трудах философа Бурдье: считается, что предпочтение каким-либо атрибутам товара исходит из того, что они являются символами, знаками нужного положения.

5. Модель иерархических эффектов
Согласно модели иерархических эффектов (Lavidge, Steiner; 1961), существует шесть стадий покупательской готовности, которые индивид обычно проходит на пути к совершению покупки:
  1. осведомленность (awareness);
  2. знание (knowledge);
  3. благорасположение (liking);
  4. предпочтение (preference);
  5. убежденность (conviction);
  6. совершение покупки (purchase).

6. Модель развития поведения
Она создана экономистом Эндрю Лайоном и еще более проста, как и все гениальное. В ее основе также лежит соображение, что нет четко фиксированных стадий в процессе принятия решения. Более того, оно часто не подчиняется четким законам сознания. Модель состоит из трех шагов:
  • Шаг 1: предпочтения/вкусы. Здесь потребитель сознательно или несознательно выделяет, что является желательным. Пока игнорируют цены и доход.
  • Шаг 2: ограничение бюджета. Здесь потребитель отвечает на вопрос, что из предпочитаемого является возможным.
  • Шаг 3: оптимальная связка. На этом этапе происходит выбор, а затем — покупка. Ценовые ограничения не являются единственными: на предпочтение и на поведение влияет множество факторов. Кроме того, человек соизмеряет желания и возможности еще на этапе предпочтений.
Большинство покупательских решений начинаются с некоторой сортировки предпочтений, а затем включается информация, подходящая для этого предпочтения. По сути, этот принцип аналогичен предыдущей модели, но шагом 2 здесь является информация. Общим местом для этих двух моделей является то, что в сознании существует свод предпочтений, некий перечень или список. В процессе покупки из него «выбирается» одно наиболее подходящее, актуальное.

7. Модель адаптации к инновациям
Модель адаптации к инновациям — модель принятия решения Э. Роджерса. Модель описывает принятие решения относительно новых для потребителя товаров:
  • 1 этап — знания.
  • 2 этап — формирование мнения.
  • 3 этап — решение.
  • 4 этап — освоение.
  • 5 этап — подтверждение.
На протяжении всех этапов на процесс принятия решения влияют следующие исходные данные: прошлый опыт; ощущаемые нужды; социальные нормы; каналы коммуникации; характеристики объекта, принимающего решение; социоэкономические, личностные, поведенческие и воспринимаемые характеристики товара; относительное преимущество, совместимость с имеющимися и предполагаемыми для покупки товарами; сложность; заметность.

***
Выделяют и более простые модели потребительского поведения. «Потребительские предпочтения — выбор — покупка» — это также действенная модель. Согласно модели ATR (осведомленность — пробная покупка — повторная покупка), повторная покупка в огромной степени зависит от удовлетворения, полученного в процессе использования продукта. Модель потребительского поведения AIDА (эмоция, интерес, деятельность, активность) AIMDA (добавлен еще и мотив) отражает процесс побуждения потребителей к аффективным действиям.
Copyright 2014 © Элитариум (www.elitarium.ru).
Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.

Инструкция по самоорганизации и дисциплине

 
Время является ценностью особого рода. Его нельзя накапливать и сберегать, оно течет беспрерывно и ежесекундно ускользает от нас. Неиспользованное время уходит безвозвратно. Чтобы успевать делать больше дел за меньшее время, жить интереснее, а также испытывать удовлетворение от жизни, требуются всего два качества: организованность и самодисциплина. Вот некоторые правила, которые помогут вам развить эти навыки.

Автор: Свeтлaна Никoлaeвна Макapoва, кандидат экономических наук, доцент Пензeнcкого госудapcтвенного университета аpxитектуры и стpoительства.

Правила организованности и самодисциплины«Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай» — таков шутливый тезис А.П. Чехова. Видный теоретик управления П.М. Керженцев подчеркивал, что время является ценностью особого рода. Его нельзя накапливать и сберегать, оно течет беспрерывно и ежесекундно ускользает от нас. Неиспользованное время уходит безвозвратно.
Например, работа во многих учреждениях часто начинается лишь после 30-минутной «раскачки». Много времени уходит на перекуры, личные телефонные разговоры. Заседания и совещания нередко начинаются и заканчиваются с запозданием. Таковы некоторые реалии организации труда во многих фирмах. Однако можно организовать и использовать свое время более эффективно, нужно только стараться избегать достаточно типичных ошибок в организации личного труда.
1. Перенос принятия решения на завтра. Это самая распространенная ошибка. Главные причины такой ситуации — несобранность, нерешительность, неуверенность. Проблему необходимо по возможности решать сразу, не откладывая ее на потом. Самое трудное здесь — начать, преодолеть сомнения, боязнь перед безотлагательным решением. Как правило, руководители-женщины прибегают к оттягиванию решения в том случае, когда стоящие перед ними задачи, проблемы или цели туманны, если у них нет ясного представления о том, чего же они хотят добиться. Почти всегда в такой ситуации помогает:
  • письменная формулировка ближайших задач, определение сути проблемы. Письменное изложение помогает сформулировать свои мысли и более отчетливо увидеть проблему;
  • построение «дерева целей».
2. Выполнение работы не до конца. С точки зрения результативности труда и охраны собственной нервной системы куда полезнее ограничиться окончательным решением только нескольких проблем, чем одновременно начинать множество дел, которые все равно не удастся довести до конца. К тому же нерешенные проблемы тяжелым грузом ложатся на психику. Зато каждое законченное дело дает чувство удовлетворения и душевной свободы.
3. Стремление сделать все сразу. Попытки одновременно решать несколько проблем — путь к стрессам и неврозам. У многих руководителей-женщин стол завален папками с бумагами. На столе должно находиться лишь то, что непосредственно относится к рассматриваемому вопросу. Если имеете дело с трудной, многогранной проблемой, то очень полезно написать на специальной карточке главную цель, к которой вы должны стремиться. Такая карточка должна постоянно находиться на столе руководителя на самом видном месте. Это позволит сконцентрировать свои усилия на решении главного вопроса.
4. Желание сделать все самой. Очень часто руководители тратят время и силы на выполнение той работы, которую они вполне могли бы поручить своим подчиненным. Из-за этого неизбежно затягивается решение проблемы, которая требует компетентности и участия самого руководителя. Задача руководителя состоит не в том, чтобы загрузить себя работой, а в том, чтобы планировать, организовывать, координировать, направлять и контролировать работу других, обеспечить на этой основе решение главных задач.
5. Неумение правильно разграничить функции между подчиненными.Отсутствие четкого разграничения задач, ответственности и служебных функций, беспорядок в системе управления отрицательно сказываются на работе организации. В результате не только затрудняется решение многих проблем, но и возникает ненужное личное соперничество. Самым эффективным средством борьбы с дублированием функций является наличие четких и детализированных должностных инструкций, увязанных со структурной схемой организации и меняющимися целями ее деятельности. Такие инструкции должны однозначно определять права, обязанности и ответственность каждой службы и каждого работника в организации.
6. Желание в случае неудачи переложить вину на подчиненных. Ценная энергия руководителя в этом случае направляется в прошлое, хотя исправить уже практически ничего нельзя. Куда полезнее вместо всего этого нацелить свою деятельность в будущее — на то, что необходимо сделать незамедлительно. Задача руководителя — установить объективные причины неудачи, а не искать виновного.
7. Полное пренебрежение к вопросам организации и планирования личной работы. Эта ошибка, возможно, самая основная. Причина ее в том, что многие руководители считают, что эффективная организация своего личного времени в принципе невозможна, так как руководитель зависит не от себя, а от других людей и обстоятельств. Главная же задача — не управление собственно временем, а управление собой. Планируются не действия и время, а достижение результатов. Другими словами, руководителям необходимо не только пытаться быть более организованными и лучше распределять время, но и следует начать по-новому мыслить о времени.

Правила личной организованности и самодисциплины
Чтобы успевать делать больше дел за меньшее время, жить интереснее, а также испытывать удовлетворение от жизни, требуются всего два качества: организованность и самодисциплина. Вот некоторые правила, которые помогут вам развить эти навыки.
1. Точно определите свою цель. Зачастую руководители попусту тратят время и энергию из-за того, что отчетливо не представляют себе, что же они собираются делать. Не зная точно, к чему они идут, они сбиваются еще на старте, теряют дорогу, падают духом и сворачивают на тропинку. Необходимо определить с самого начала хотя бы «пункт назначения», и уже поэтому можно достичь его гораздо быстрее. Это — решающее условие.
2. Составьте план достижения цели. Помните слова Сенеки: «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра». План помогает четко знать, когда произойдут те или иные события. В конце рабочего дня составьте список дел на будущий день. Сделайте такой список и для дома. Он освобождает от необходимости запоминать мелочи, позволяет заниматься наиболее важными делами.
3. Сосредоточьтесь на главном. Запишите на листке в порядке убывания важности самые срочные дела. Завтра примитесь за дело № 1 и не отступайте от него, пока не закончите. Затем так же поступите с делом № 2, далее с делом № 3 и т.д. (конечно, речь идет о делах, которые целиком зависят лишь от вас). Не переживайте, если к концу дня вы разделаетесь только с одним или двумя делами, завтра вы снова сосредоточитесь на самом главном.
4. Придумывайте себе стимулы. Мы лучше делаем то, что нам хочется делать. Такие дела мы, как правило, выдвигаем вперед тех, которые нам необходимо сделать. Отсюда задача — превратить свои занятия из «надо» в «хочется», и продуктивность нашей деятельности повысится почти автоматически.
5. Установите твердые сроки. Один из способов связать себя обязательством — назначить для выполнения определенного задания твердый срок. Но здесь есть два момента: а) сроки должны быть реальными. Иначе вам не удастся выполнить свои обязательства; б) твердо держитесь срока. Будьте непреклонны к себе, как были бы непреклонны к тому подчиненному, который пообещал что-то сделать к определенному дню.
6. Научитесь быть решительной. Не откладывайте дело со дня на день. Располагая определенными фактами, основаниями для принятия решений, решайте и действуйте. Если вы что-то сделали, то не теряйте времени на бесплодные размышления о мудрости принятого решения. Двигайтесь дальше.
7. Научитесь говорить «нет», соизмерять свои дела и цели. Если вы не научитесь этому, то окажетесь вовлеченной в такие дела, которыми никогда не занялись бы по своей воле. Часть вашей программы самодисциплины и экономии времени именно и должна состоять из того, чтобы отделять второстепенное от главного.
8. Приобретите привычку пользоваться записной книжкой. Возьмите за правило записывать все предстоящие дела, яркие мимолетные мысли, номера телефонов и т.д. Можно размещать заметки на письменном столе, у зеркала, за автомобильным козырьком от солнца и т.п. Они помогут вам всегда быть наготове относительно всяких мелких дел, о которых можно забыть. Карандаш с бумагой может сберечь даже время, затрачиваемое на обдумывание проблем. Надо что-то решить? Набросайте относящиеся к этому данные, и перед вами раскроются разнообразные возможные решения.
9. Ликвидируйте досадные помехи. Добрые друзья и коллеги по работе, любящие поболтать, могут начисто провалить самые лучшие ваши намерения выдержать сроки. Вы можете сохранить их дружбу (и ваш график), тактично дав понять, что вы в цейтноте.
10. Учитесь слушать. Вы избежите серьезных ошибок, повторений и переделок, если с первого раза будете стремиться получить исчерпывающие указания и сведения. Являясь на совещание к 14.30, когда оно на самом деле назначено на три часа, вы потеряете ценное время. Поэтому, прежде чем что-то сделать, уточните: где, когда, как, что, почему? Если что-то останется неясным, сразу же выясните.
11. Откажитесь от шаблона. Любое дело можно сделать лучше. Выполняя работу одним определенным образом, руководители подчас считают, что это-то и есть самый лучший из возможных способов. Между тем всякую работу можно усовершенствовать, стоит только немного подумать. Можно передать другим часть простейших функций, не требующих особой квалификации. Можно воспользоваться какой-либо оргтехникой, чтобы сберечь время. Следует поинтересоваться, как другие экономят время.
12. Не упускайте из вида мелочи. Можно избежать небольших, но растрачивающих время задержек, стремясь по возможности предупреждать наступление внезапных мелких кризисов. Это означает, что необходимо всегда иметь под рукой достаточный запас предметов, наиболее часто употребляемых в вашей работе, в быту: какие-то запасные детали или канцелярские принадлежности, мелкие предметы туалета или даже денежная мелочь. Если надо, приобретите вторые ключи, очки, перчатки, зонт. Решайте с вечера, что наденете утром.
13. Приступайте к делу сразу же. Прежде чем приступить к работе, можно привести в порядок свой стол, починить все карандаши, задумчиво поглядеть в окно, выпить чашку кофе и т.п., а потом удивиться — куда девалось время? Раз вы знаете, что надо делать, беритесь за дело сразу же. Никто, кроме вас самих, не сможет помочь вам избавиться от вредной привычки тянуть с делами. Принимайтесь за них сразу же!
14. Используйте время полностью. Всегда есть возможность немного увеличить свое производительное время, полнее используя его. Это значит, что время поездок, ожиданий, завтрака можно занять такими делами, как планирование своего дня, обдумывание предстоящих задач, просматривание записок, которые пригодятся в дальнейшей работе.
15. Меняйте занятия. Наше тело никогда не устает все сразу. Обыкновенно устают лишь отдельные группы мышц. Меняя занятия, вы сможете побороть ощущение усталости и сделать больше. Так, если несколько часов вы работали сидя, переключитесь на работу, которую можно сделать стоя или при выполнении которой надо двигаться. Вы весь день на ногах? Займитесь сидячей работой. Вы не только увидите, что ваш организм способен на большее, но такая перемена сделает вас бодрее, более заинтересованной в работе.
16. Начинайте раньше. Начиная день всего на 15-20 мин раньше того, к чему вы обычно привыкли, вы зададите тон всему дню.
17. Ежедневно контролируйте выполнение намеченных дел. Сначала подведите итоги тому, что сделано за день, а затем составьте список дел на очередной день.
18. Воспитывайте уважение к своему времени. Приобретите привычку мысленно давать вашему времени какую-то оценку, и вы станете по-новому относиться к нему. Такой подход поможет вам судить о том, стоит ли именно вам заниматься не очень важными делами, которые, может быть, появляются в ваше рабочее время. Существует немало способов делать больше в имеющееся у вас время.


Copyright 2014 © Элитариум (www.elitarium.ru).
Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.

Cамые богатые монархи в мире (ФОТО)

Forbes составил список 15 богатейших монархов, которые занимают свои посты по состоянию на 29 января 2013 года. 30 апреля 2013 года в Нидерл...