8 мар. 2014 г.

Основные этапы личностного роста

Пять этапов личностного роста
 
Большинство людей переживает важные события в своей жизни как некое откровение. Однако если человек наделен развитым самосознанием, процесс изменений представляется ему в виде ровного, последовательного движения. Предлагаемая модель целенаправленного самосовершенствования поможет вам успешно менять свои личностные качества и делать это с воодушевлением и энтузиазмом. Этот процесс носит циклический характер. Чтобы преобразиться как личность, обрести гармонию и достичь идеала, человек должен пройти все пять стадий цикла.

Автор: Pичapд Бoяциc (Richаrd Bоуatzis), руководитель кафедры организационного поведения в Школе менеджмента Уэдерхед (Weatherhead School of Management) университета Case Western Reserve (Cleveland, Ohio). Материал публикуется в адаптированном переводе с английского.

Пять этапов личностного ростаЕсли в человеке начинают происходить внутренние изменения, это всегда не случайно. Другое дело, что, не обладая развитым самосознанием, можно долгое время этого не замечать. Иногда мы не способны уловить перемены в своем поведении, пока нам не укажут на них другие. Поэтому даже долгожданные перемены, к которым мы столько готовились, нередко воспринимаются нами как неожиданность.
Большинство людей переживает важные события в своей жизни как некое откровение. Однако если человек наделен развитым самосознанием, процесс изменений представляется ему в виде ровного, последовательного движения. Одна из важнейших задач любого грамотного лидера — научиться вовремя распознавать перемены и осмысленно управлять процессом личностного развития и освоения новых навыков.
Предлагаемая модель целенаправленного самосовершенствования поможет вам успешно менять свои личностные качества и делать это с воодушевлением и энтузиазмом. Наши исследования показали, что процесс личностного роста включает в себя пять этапов:
  1. Мое идеальное «я»: чего я хочу от жизни и каким человеком стремлюсь стать — так мы рисуем картину желаемого состояния.
  2. Моя реальная сущность: как я себя проявляю и как меня воспринимают окружающие. Сравнение реальной сущности с идеальным «я» позволяет нам выявить свои достоинства и недостатки — так мы подводим «личностный баланс».
  3. Моя программа самосовершенствования. С ее помощью мы можем найти применение своим сильным сторонам, а также приблизиться к своему идеалу и, возможно, преодолеть какие-то слабые стороны (или сохранить существующее положение дел в бизнесе и личной жизни, если оно уже отвечает идеалу).
  4. Опробование на практике новых способов поведения, тренировка новых навыков, укрепление и развитие положительных качеств.
  5. Установление и поддержание тесных личностных отношений с окружающими. Гармоничные отношения с людьми помогут нам осуществить изменения и развить лидерский потенциал.
Этот процесс носит циклический характер. Чтобы преобразиться как личность, обрести гармонию и достичь идеала, человек должен пройти все пять стадий цикла. Когда человек хочет достичь гармонии с самим собой и окружающими, большую роль играет оптимизм, который служит своего рода эмоциональным мотором. Не менее важны эмпатия, делающая человека чутким и участливым, а также активное сознание, благодаря которому процесс самосовершенствования становится более последовательным и осмысленным. Только при наличии этих трех качеств можно сохранять здоровый эмоциональный настрой, эффективность и плодотворные отношения с людьми. Здесь необходимы решительность и терпение.

Этап первый: определение идеального «я»
Так называемое идеальное «я» — это возникший у вас новый образ человека, каким вы хотели бы стать. Таким образом, определение цели, в сторону которой нужно было двигаться, является первым этапом вашего личностного роста. Все начинается с мечты — о себе, о жизни, о работе.
Научные работы в области спорта, психологии и медитации говорят о том, что представление об идеальном «я», оживляющее наши стремления и мечты, мобилизует эмоциональные ресурсы и высвобождает психическую энергию. Однако, несмотря на то, что мы прекрасно осведомлены о пользе таких идеальных представлений о себе и будущем, нам не удается зацепиться за этот спасательный круг. Мы делаем то, чего ждут от нас другие, а не то, о чем мечтаем сами, а то и попросту остаемся глухи к своим мечтам и не понимаем, чего хотим от жизни. Поэтому первая ваша задача — отыскать свою мечту, свое собственное представление о себе и своей жизни.

Этап второй: анализ собственных достоинств и недостатков
Определить, кто мы есть на данный момент, постичь свою истинную сущность — значит реализовать второй этап процесса самосовершенствования. Чтобы двигаться от действительного к желаемому, нужно иметь представление о том, как вас видят другие, и понимать, соответствует ли их восприятие вашей самооценке.
Точная самооценка требует развитого самосознания и готовности признать свои недостатки. Чтобы увидеть свое реальное «я» и определить, как нас воспринимают окружающие, необходимо известное мужество. Со временем у нас формируется определенное представление о себе (как правило, положительное), и наше сознание активно оберегает его от посягательств извне. Мы становимся глухи к любой информации, способной подорвать наше самовосприятие и грозящей разрушить иллюзии. Этот защитный механизм охраняет человека от болезненных переживаний, но одновременно создает у него искаженный образ «я», который сам себя подпитывает. Он все больше укореняется в сознании и может сослужить плохую службу. Поэтому, чтобы увидеть себя в истинном свете, нужно расстаться с защитными механизмами.
Зачастую, когда мы неожиданно понимаем, что мы сбились с пути, возникает недоумение: почему мы не заметили этого раньше? Удивляться не стоит: посмотреть на себя со стороны и честно оценить свое душевное состояние, поведение, принципы и ценности — одна из самых трудных задач, которые приходится решать в процессе личностного роста.
Погружению в диссонанс способствует несколько факторов. Во-первых, трудно увидеть себя или окружающий мир в истинном свете, когда люди не желают вам помогать, боятся делиться своим мнением о вашем поведении и скрывают свое отношение к вам. Это особенно распространенная ситуация, когда речь идет о наделенном властью человеке — например, родителе или начальнике. Во-вторых, люди сами могут стать жертвой подобного синдрома и тоже утратить способность адекватно оценивать себя и других — тогда они объективно будут не в состоянии вам помочь. В-третьих, существует тип людей, которые склонны всему попустительствовать: они сознательно замалчивают правду. Причины могут быть разные: страх негативных последствий, стремление избежать конфликта или нежелание самому отступать от привычных моделей поведения и развиваться.

Этап третий: составление плана обучения
Даже целеустремленный, решительный и полный желания измениться человек может легко отвлечься от важных аспектов и ошибочно сосредоточить внимание на ложных задачах. Если не найти подлинный источник своих страданий и тревоги, не определить истинную причину неудач, то никакие стратегии преодоления стресса и радикальные меры не помогут достичь желаемого.
Третий этап процесса целенаправленного самосовершенствования — составление плана работы над собой, концентрация сил и внимания на достижении желанной цели. Результатом этих усилий может стать улучшение трудовых показателей или растущее чувство удовлетворенности жизнью. Однако важно помнить, что в программе обучения акцент следует делать на процессе личностного развития как таковом. То есть энергию нужно направить прежде всего на самосовершенствование, а результаты приложатся. В данном случае ориентация на процесс играет исключительно плодотворную роль, поскольку внушает человеку веру в себя и дарит надежду на лучшее будущее.
Добиться нужных изменений удастся только в том случае, если найти в себе силы от чего-то отказаться ради того, чтобы высвободить время и энергию для новых дел. Если вы решили заняться самосовершенствованием, желательно выбрать несколько основных навыков, на которых вы можете сосредоточить внимание.

Этап четвертый: практическое закрепление новых навыков
Итак, вы разработали корректную и обоснованную программу самосовершенствования. Теперь ваша задача — практиковаться и репетировать. Необходимо отточить новые навыки настолько, чтобы они стали частью ваших инстинктов и привычек. Новые установки и модели поведения должны стать настолько естественными, чтобы о них можно было не задумываться. Первые успехи наполнят вас надеждой, а она вызовет энтузиазм и решимость довести начатое до конца.
На четвертом этапе процесса целенаправленного самосовершенствования необходимо «обкатать» освоенные навыки, опробовав их на практике. Реализация плана обучения и движение к намеченной цели требуют немалых усилий, активных многоплановых действий и постоянной тренировки нового стиля поведения. Для этого максимально используйте возможности, которые предоставляет повседневная жизнь. Возможно, стоит просто попробовать вести себя иначе в знакомой обстановке — посмотрите, что произойдет, проанализируйте последствия, а затем продолжите экспериментировать. На этом этапе особенно важно найти возможность как можно лучше усвоить полученные знания путем «проигрывания» новых сценариев.
Люди часто преуменьшают значение такого рода проб. Некоторые считают, что нельзя говорить ни о каких внутриличностных изменениях до тех пор, пока новые поведенческие модели не будут использованы «в деле», то есть в рабочей обстановке. Из-за этого убеждения многие пытаются сразу же начать применять новые методы в «боевых» условиях. Однако это грозит разочарованием, потому что опыт может оказаться неудачным. Наиболее эффективно тренировка новых навыков проходит, когда мы чувствуем себя комфортно. Ощущение психологической защищенности создает атмосферу, в которой удобно «примерять на себя» новые стили поведения, восприятия и мышления и не бояться опозориться, растеряться или ошибиться. На этом этапе целенаправленное обучение и работа над собой уже приобретают вид непрерывного самосовершенствования.

Этап пятый: один в поле не воин
Решив освоить новые навыки, вы должны обязательно подключить к этому процессу других людей — в данном случае без поддержки не обойтись. Иногда выбор преданного друга или коллеги, который находится в таких же душевных поисках, становится ключевым этапом на пути к самосовершенствованию. Когда вы нашли такого человека, поговорите с ним, сопоставьте ваши взгляды и постарайтесь воспринять его мысли. Честный диалог может стать для вас импульсом к развитию творческого мышления, поможет иначе взглянуть на себя и окружающих и набраться сил, чтобы довести начатое до конца.
Вовлекая в свое дело людей со стороны, вы тем самым берете на себя повышенную ответственность. Намного сложнее отказаться от дальнейшей работы над собой, когда кто-то другой уже внес свой вклад в ваше самосовершенствование.
Отношения с людьми — важнейший элемент социальной жизни и основной фактор устойчивого личностного роста. Особенно значимы для нас отношения с той группой людей, на которых мы ориентируемся в своих жизненных установках. Общение с ними помогает каждому из нас ощущать себя полноценной личностью, разделяющей определенные нормы и ценности со своими единомышленниками. Благодаря этим референтным группам мы определяем, какое поведение считать правильным, а также получаем информацию о социальной оценке своих поступков.
Наше окружение, культура, референтные группы и социальные отношения влияют на наше представление о себе и наш идеал собственного «я». Исходя из социального контекста, мы выстраиваем идеальный образ своей личности, оцениваем и объясняем свою истинную сущность. Ориентируясь на эти социально-культурные факторы, мы также трактуем свои достоинства (качества, которые считаем неотъемлемой частью своего «я» и стремимся сохранить) и недостатки (качества, которые мы считаем своими слабыми сторонами или по какой-то другой причине желаем изменить).
В этом смысле социальные отношения выступают для нас в качестве посредников, арбитров, переводчиков, экспертов и помощников. Благодаря им мы получаем возможность учиться и развиваться.


Copyright 2014 © Элитариум (www.elitarium.ru).
Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.

Типы личностей и способы общения с ними

Типы «непростых» личностей и способы общения с ними
 
Как внешность одного человека отличается от внешности другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей. Однако некие схожие черты, по которым человека можно включить в определенную категорию подобных личностей, можно отследить у многих. Типологию людей полезно знать при любых обстоятельствах, особенно в кризисы и критические времена. Какие личности окружают нас? Общение к кем создает для нас наибольшую нагрузку? Разберем наиболее типичные категории «непростых» личностей.

Автор: Aндpeй Геннaдьeвич Kaмeнюкин, врач-псиxoтеpaпевт, соавтор программ повышения стрессоустойчивости в системе МЧС России.

Типы «непростых» личностей и способы общения с нимиЛюдей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также особенности развития, связанные с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос; как и кто его воспитывал; в какой школе он учился; кто он по профессии и какое у него окружение. Люди отличаются друг от друга независимо от того, как такое отличие возникает. Как внешность одного человека отличается от внешности другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей. Однако некие схожие черты, по которым человека можно включить в определенную категорию подобных личностей, можно отследить у многих. Типологию людей полезно знать при любых обстоятельствах, особенно в кризисы и критические времена. Какие личности окружают нас? Общение к кем создает для нас наибольшую нагрузку? Разберем наиболее типичные категории «непростых» личностей.

1. Истероидные личности
Резкая смена настроения — от оглушительного хохота до визгливого крика по любому пустяку, демонстративное поведение и вечное недовольство. «Истерик» или «истеричка» — говорят за спиной такого человека. Однако истерия — это не однократное неуместное поведение человека, игнорирование чужих прав и интересов. Она — пример сложного психического расстройства.
Человек, страдающий истерией, характеризуется чрезмерной эмоциональностью, самодраматизацией, театральностью и стремлением привлечь к себе внимание. Такие люди постоянно ищут или требуют поддержки, одобрения или похвалы от других. Истерики активно добиваются внимания других через яркое, привлекающее поведение. Они чрезмерно обеспокоены своим внешним видом, часто привлекательны и чувствуют себя наиболее комфортно, когда находятся в центре внимания. Их эмоциональность кажется неадекватно преувеличенной, лабильной и поверхностной, они склонны к общим высказываниям и имеют импрессивный стиль речи и поведения. Они чрезмерно, до навязчивости, инициативны, интенсивны и напористы, эмоционально возбудимы и жаждут стимуляции, часто отвечая на незначительные раздражители (как отрицательные, таки положительные) неоправданно сильными эмоциональными вспышками. Их речь часто энергична, эмоционально насыщена, театральна, сопровождается драматической жестикуляцией и включает много преувеличений. Из-за зависимости от внимания окружающих личности с истерией особенно склонны к тревоге расставания и могут идти на различные уловки и манипуляции, едва почувствовав его угрозу.
Женщина с истерическим расстройством личности определяется скорее как карикатура на то, что принято считать женственностью: тщеславие, поверхностность, демонстративность, незрелость, чрезмерная зависимость и эгоцентризм. Истерию можно рассматривать как карикатуру на сексуальные роли вообще, относя к нему не только крайне выраженную женственность, но и крайне выраженную мужественность — например, образ ярко выраженного «мачо», который демонстративен, ищет острых ощущений, поверхностен, тщеславен и эгоцентричен. У мужчин характерными масками истероидности часто выступают антисоциальные тенденции, у женщин истерия прячется за психосоматическими реакциями и болезнями.
Одна из основных идей человека с истерией такова: «Я неадекватен и неспособен жить самостоятельно». Истероидные личности приходят к выводу, что поскольку они неспособны заботиться о себе, то должны найти способ устроиться так, чтобы другие заботились о них. Затем они начинают активно искать внимания и одобрения, для того чтобы убедиться, что окружающие достаточно удовлетворяют их потребности. Убеждение, что для их выживания все окружающие должны любить их, приводит к сильному страху отвержения.
Необходимость искать одобрения часто выражается в чрезмерном проявлении своей сексуальной роли. Истероидные женщины с раннего возраста вознаграждались за изящность, физическую привлекательность и обаяние, а не за компетентность или любые усилия, требующие систематического мышления, планирования и терпения. Истероидные мужчины научились играть крайне маскулинную роль, получая вознаграждение за мужество, крутость нрава и силу, а не за фактическую компетентность или способность решать проблемы. Стремление понравиться само по себе не обязательно патологично. Однако истероидные личности настолько увлечены этой стратегией, что на самом деле используют ее далеко не эффективно. Увлеченные своей ролью и привлечением внимания, они теряют из вида свою реальную цель и начинают искать возбуждения и драматизации ради них самих.
Истероиды считают себя людьми общительными, дружелюбными и приятными. В начале отношений их часто воспринимают как очень обаятельных. Но постепенно обаяние теряется, и таких начинают считать чрезмерно требовательными и нуждающимися в поддержке. В стремлении к принятию и одобрению они склонны прибегать к различным хитростям, часто используют манипуляции. Если более тонкие методы терпят неудачу, они прибегают к принуждению, шантажу, вспышкам раздражения и угрозам самоубийства. Они особенно подвержены дихотомическому («черно-белому») мышлению. Они реагируют интенсивно и спонтанно, поспешно делая крайне негативные или крайне позитивные выводы.

2. Педантические личности
Так называемые педантические личности были в свое время блестяще описаны немецким психиатром Карлом Леонгардом в его известной книге «Акцентуированные личности». Эту категорию отличают:
  • чрезмерная склонность к сомнениям и осторожности;
  • озабоченность деталями, правилами, перечнями, порядком, организацией или графиками;
  • перфекционизм (стремление к совершенству), препятствующий завершению задач;
  • чрезмерная добросовестность, скрупулезность и неадекватная озабоченность продуктивностью в ущерб удовольствию и межличностным связям;
  • повышенная педантичность и приверженность социальным условностям;
  • ригидность (неготовность к изменениям) и упрямство;
  • необоснованные настойчивые требования того, чтобы другие все делали в точности, как и он сам; неблагоразумное нежелание позволять другим людям что-либо выполнять;
  • появление настойчивых и нежелательных мыслей и влечений.
Подобные люди часто вязнут в деталях, затрудняясь выделить главное или принимая за главное почти все. Излишняя тщательность выполнения различных по важности и значимости дел заставляет такие личности всегда находить себе много работы. Если поступки истериков характеризуются отсутствием разумного взвешивания, то педанты тянут с решением, даже когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена.
Вообще такие лица очень серьезно страдают под бременем ответственности: невозможность все выполнить так, как требует их добросовестность, делает их несчастными. Вследствие этого они могут не только не стремиться к повышению по службе, но иногда даже отказываться, когда им предлагают более ответственную высокооплачиваемую должность. Педант часто добровольно работает сверхурочно, чтобы наверстать потерянное время.
Ключевые слова и ведущие мотивы для обсессивно-компульсивных личностей: «контроль» и «должен». В рамках этих идей структурируется вся их жизнь и поведение. Они воспринимают большинство других людей как слишком легкомысленных, нередко безответственных, потакающих своим желаниям или как некомпетентных, неопытных. Поэтому под огнем их критики многие чувствуют себя некомфортно в общении.
В попытке потворствовать собственным слабостям педанты щедро применяют слово «должен» к другим. Они упрекают многих из своего окружения за недостаточное соблюдение правил, норм и обязательств, навязчиво требуют соблюдения массы условностей и нередко избыточных действий. Из-за своих перфекционистских стандартов эти люди особенно склонны к долгим сожалениям, разочарованию и наказанию себя и других. Наиболее частой их эмоциональной реакцией, особенно в случае ожидания несоответствующего стандартам выполнения работы, является тревога. Когда же случается серьезная «неудача», у них может развиться выраженная депрессия.
В целом можно сказать, что поведение педантической личности обычно не выходит за пределы разумного. В этих случаях окружающие часто выигрывают — сказываются преимущества, связанные с тенденцией к основательности, четкости, законченности. На производстве хорошо знают работника с этой стороны: на него можно положиться, ему всегда и охотно доверяют работу, при выполнении которой необходима большая точность, тщательность или аккуратность. Позитивное начало педантической личности проявляется и в том, что такой человек любит свое производство, хорошо осознает обязательства по отношению к нему и не меняет место работы без веских оснований. Нередко такие люди много лет, а иногда и всю жизнь, работают на одном и том же предприятии. Педанты в большинстве случаев верны традициям, правилам, семье.

3. Возбудимые личности
Личности, обладающие такими чертами характера, обычно отличаются недостаточной управляемостью. Это выражается в том, что типичными для образа жизни и поведения возбудимого человека часто являются не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а импульсивные влечения, инстинкты, трудно контролируемые побуждения. То, что подсказывается разумом, обычно не принимается во внимание, направляют такого человека его текущие желания, идеи и интересы. Само понятие влечения можно свести у возбудимых личностей, главным образом, к стремлению разрядки в большей мере физического плана, чем психологического свойства.
Реакции возбудимых личностей очень импульсивны. Если что-либо им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. В мимике и словах они дают волю раздраженности, жестко или со злостью заявляют о своих требованиях, а иногда со скандалом удаляются. В результате такие личности по самому незначительному поводу вступают в ссору с начальством и сотрудниками, грубят; они агрессивны. Причины недовольства могут оказаться самыми разными: то им не нравится, как с ними обращаются, то зарплата мала, то рабочий процесс их не устраивает.
По мере возрастания гнева личности с повышенной возбудимостью от слов обычно переходят к рукоприкладству. Бывает, что рукоприкладство у возбудимых личностей опережает слова, так как такие люди не склонны обмениваться мнениями. Импульсивность патологического характера относится также и к влечениям. Возбудимые личности могут быть совершенно неразборчивы в еде и неумеренны в ее количестве, полностью поддаваясь своему текущему желанию. Многие из них становятся хроническими алкоголиками.
Признаки возбудимой личности могут несколько сглаживаться наличием природного ума, однако оно не снимает движущую силу инстинкта. Особенно это заметно у возбудимых детей. Ни в одном из случаев акцентуации воспитательное воздействие не является столь труднодостижимым. Впрочем, по мере созревания личности наблюдается некоторое улучшение ситуации. При различных возбуждениях и соблазнах повседневной жизни у этих людей оказывается достаточно самоконтроля, чтобы удержаться от безрассудства.

4. Избегающие личности
Люди с избегающим расстройством личности хотели бы быть ближе к другим и соответствовать их интеллектуальному и профессиональному потенциалу, но боятся быть обиженными, отвергнутыми и потерпеть неудачу. Поэтому они избегают общения или активного участия в чем-либо. Они воспринимают себя как социально неприспособленных и некомпетентных. Других же людей они воспринимают обычно как весьма критически настроенных, незаинтересованных и унижающих.
Люди с этим расстройством часто имеют такие внутренние твердые убеждения: «Я плохой, никчемный, непривлекательный». Эти убеждения питают следующие суждения: «Если люди приблизятся ко мне, они обнаружат «настоящего меня» и отвергнут, что будет невыносимо и ужасно». Или: «Если я предприму что-либо новое, но у меня не получится, это будет катастрофой».
Следующий уровень, который определяет их поведение, состоит из внутренних незаметных инструкций самому себе, таких как «Лучше не участвовать в рискованных делах», «Я должен любой ценой избегать неприятных ситуаций», «Если я чувствую что-то неприятное или думаю об этом, я должен попытаться забыть об этом, отвлекшись или приняв дозу чего-то, что меня успокоит или отвлечет».
Главной угрозой им представляется то, что люди будут считать их обманщиками, некомпетентными или ничтожествами; их осудят, унизят или отвергнут. Они стараются избегать ситуаций, в которых их могут оценивать. Так, они склонны держаться особняком в социальных группах и не привлекать к себе внимание. На работе они избегают новых обязанностей и продвижения по службе из-за опасения неудачи и последующих репрессий со стороны других.
Основная и типичная эмоция избегающих личностей — дисфория, то есть сочетание постоянной тревоги с печалью. Тревогу вызывает возможность подвергнуться критике, а печаль — отсутствие близких отношений и успехов.
Их низкая устойчивость к дисфории препятствует развитию методов преодоления застенчивости и более эффективного самоутверждения.Их низкая терпимость к своим переживаниям наряду с повышенной чувствительностью к неудаче и отвержению влияет на все их действия и определяет их характер. Избегающие личности просто понижают свою планку и избегают любой активности и деятельности, которые связаны с риском неудачи или отвержения.

5. Зависимые личности
Люди с зависимым расстройством личности считают себя беспомощными и поэтому пытаются привязаться к более сильному человеку, который обеспечит их средствами для выживания и счастья.
Они чувствуют себя остро нуждающимися в поддержке и опоре, слабыми, беспомощными и некомпетентными. Такие личности идеализируют образ сильного опекуна, воспринимая его как заботливого, благосклонного и компетентного во всем. В отличие от избегающей личности, которая остается свободной от сложных отношений и не получает социальной поддержки, зависимая личность может действовать довольно успешно, пока рядом находится сильный человек. Зависимые личности полагают: «Я нуждаюсь в других сильных людях, чтобы выжить. Без "защитника" я пропаду». Они уверены, что их счастье зависит от наличия такого человека. Они полагают, что нуждаются в устойчивом и непрерывном потоке поддержки и поощрения. От зависимых женщин, к примеру, часто можно услышать: «Я не могу жить без мужчины» или «Я не могу быть счастлива, если меня не любят».
Поведением такого человека руководят внутренне неосознаваемые инструкции типа: «Не обижай своего защитника», «Держись к нему ближе», «Поддерживай как можно более близкие отношения», «Будь зависимым, чтобы привязать его или ее». Главная угроза или травма связана с отвержением или отказом.
Основная стратегия зависимых личностей состоит в том, чтобы культивировать зависимые отношения. Они часто будут делать это, подчиняясь сильному человеку и пытаясь успокоить этого человека или угодить ему. Их ведущей эмоцией является тревога — беспокойство по поводу возможного разрыва зависимых отношений. Они периодически испытывают сильную тревогу, когда чувствуют, что отношения действительно напряженные. Если человек, от которого они зависят, исчезает, они могут погрузиться в депрессию. С другой стороны, они испытывают радость или эйфорию, когда их зависимые желания удовлетворены.
6. Параноидные личности
Ключевое слово для параноидного расстройства личности — «недоверие». Параноидная личность занимает эту позицию в большинстве ситуаций в жизни, включая даже наиболее благоприятные и безопасные.
Параноидные личности полагают, что они добродетельны и с ними незаслуженно плохо обращаются. По сути, они воспринимают других людей как заблуждающихся, нечестных, вероломных и скрыто манипулирующих. Полагая, что окружающие хотят вмешиваться в их дела и критиковать их, параноики относятся к ним пристрастно и делают все это скрытно и под маской невинности.
Скрытые внутренние убеждения параноидных личностей состоят из представлений типа: «Я уязвим для других людей», «Людям нельзя доверять», «Их мотивы подозрительны», «Они замышляют недоброе», «Они обманщики», «Они что-то скрывают и настроены против меня», «Они собираются навредить мне или унизить меня». Их поведение определяется идеями типа: «Если я не буду осторожен, люди будут управлять, злоупотреблять или пользоваться мною», «Если люди настроены дружелюбно, они пытаются использовать меня», «Если люди ведут себя сдержанно, это доказывает, что они недружелюбны и скрывают что-то». Инструкции параноидной личности самому себе: «Будь начеку», «Не доверяй никому», «Ищи скрытые мотивы».
Главные страхи связаны с тем, что ими тайно манипулируют, их контролируют, унижают или относятся к ним пристрастно. Считая, что другие люди настроены против них, параноидные личности вынуждены всегда оставаться начеку. Они осторожны, подозрительны и все время ищут признаки «коварных планов» своих противников. Время от времени они могут обвинять этих противников в причинении вреда и, следовательно, вызывать некоторую враждебность к себе со стороны окружающих, что лишь подкрепляет болезненные убеждения.
Их ведущая эмоция — гнев по поводу предполагаемых бесчинств и козней, направленных против них. Но некоторые параноидные личности дополнительно могут также испытывать постоянную тревогу и по поводу воспринимаемых угроз.

7. Антисоциальные личности
Антисоциальное расстройство личности может принимать разнообразные формы. Проявление этого поведения может варьироваться — от коварства, манипуляции и эксплуатации до прямой агрессии.
Люди с таким расстройством считают себя одинокими, независимыми и сильными. Некоторые из них полагают, что общество и отдельные его представители злоупотребляют ими или обращаются с ними жестоко. Они считают себя притесняемыми и оправдывают этим притеснение окружающих со своей стороны.
Другие могут принимать на себя роль хищника в «жестоком» мире, где нарушение правил общества является нормальным и даже желательным. Они воспринимают окружающих людей либо как эксплуататоров (и поэтому «заслуживающих» эксплуатации), либо как слабых и уязвимых (и поэтому «заслуживающих» роли жертвы).
Убеждения людей с антисоциальным расстройством личности носят эгоцентрический характер и в сути своей таковы: «Я должен быть начеку», «Я должен быть агрессором, иначе я буду жертвой». «Если я не буду помыкать людьми (манипулировать ими, эксплуатировать их, даже нападать на них), я никогда не получу то, что заслуживаю», «Ты заслуживаешь всего, чего хочешь», «Возьми это, ты это заслуживаешь».
Такой человек считает, что он вправе нарушать правила, которые, по его мнению, произвольны и предназначены для защиты имущих от неимущих. Эти взгляды отличаются от представлений людей с нарциссическим расстройством личности, считающих себя настолько особенными, уникальными, что они стоят выше правил — привилегия, которую все должны признавать и уважать.
Единственное открытое проявление эмоций у таких личностей — гнев по поводу того, что окружающие люди имеют что-то такое, чего у них нет, но чего они, по их мнению, заслуживают гораздо больше.

8. Нарциссическое расстройство личности
Ключевое поведение для такого типа личностей — возвеличивание себя. Нарциссические личности искренне воспринимают себя как особенных и уникальных. Такое отношение к себе возникает у нарциссической личности без каких-либо биологических, социальных или родовых предпосылок. Они полагают, что занимают особое положение, которое ставит их выше массы обычных людей и общепринятых правил. Себя они рассматривают как лучших представителей рода людского, которые имеют право на особое расположение и благосклонное обхождение.
Всех прочих людей нарциссы считают хуже себя, но иначе, чем антисоциальные личности. Нарциссы расценивают других людей как своих подчиненных или почитателей. В то же время им приходится становиться зависимыми от окружающих, поскольку они ожидают и даже ищут их восхищения. Последнее им жизненно необходимо для подтверждения собственного величия и сохранения своего имиджа.
Ведущие нарциссические убеждения таковы: «Так как я особенный, я заслуживаю особых льгот, привилегий и прав», «Я выше других и выше правил. Остальные должны признавать это», «Если люди не признают моего особого положения, они должны быть наказаны», «Всегда стремись настаивать на своем превосходстве или демонстрировать его».
Главные стратегии нарциссов состоят в том, чтобы делать все возможное для укрепления своего более высокого положения и расширения своего влияния. Они склонны соперничать с теми, кто претендует на такое же высокое положение. Они также весьма часто прибегают к манипуляционным стратегиям, чтобы достичь своих целей. В отличие от антисоциальной личности у них отсутствует циничное отношение к правилам поведения: они просто считают себя свободными от них. Они рассматривают себя как часть общества, но всегда относят себя к высшему слою.
Их самая частая эмоция — раздражение или гнев, возникающие, когда другие люди не проявляют восхищения ими или уважения к ним, либо когда люди спорят с ними или перечат им. Если их стратегиям препятствуют, нарциссы склонны впадать в депрессию.

Как взаимодействовать с «непростыми» людьми
Предлагайте сотрудничество. Люди редко меняются. Вы не можете изменить их внутреннюю сущность. Если вы примете этот постулат, ваша эффективность повысится. Опираясь на сотрудничество, вы можете помочь им изменить поведение. Если вы пытаетесь изменить людей, вы провоцируете обиду и раздражение у обеих сторон, когда ваши усилия не срабатывают. Если же вы принимаете человека и работаете с ним, ваш собеседник начинает чувствовать, что его понимают и уважают. Это первый и самый важный шаг к сотрудничеству.
Развивайте свои навыки. Возможно, такой человек счастлив оттого, что он «сложен», поскольку собственное поведение его устраивает. Поэтому вам надо вооружиться необходимыми навыками. Первый из них — это решительность: обращение с другими людьми как с равными себе, а также признание своего права на обращение как с равным со стороны других. Простой способ стать решительным — искренне выражать свои чувства, быть честными и стоять на своем. Такое поведение, конечно, не разрешит любую сложную ситуацию незамедлительно. Однако оно будет иметь два ключевых последствия: сократит количество возникающих у вас проблем с окружающими и позволит вам постоять за себя, когда нужно разобраться со сложными людьми.
Сохраняйте спокойствие. Даже когда вы уже раздражены, рассержены или огорчены, напомните себе, к какому состоянию вам следует стремиться. Проявление ваших эмоций приведет лишь к конфликту и нарастанию враждебности. Вы можете выразить свое отношение так, чтобы собеседник не занял оборонительную позицию, а пошел на сотрудничество. Используйте различные техники общения, чтобы избежать серьезных конфликтов.
Есть также ряд общеметодологических подходов для общения со всеми типами сложных людей:
  • будьте позитивны;
  • чаще улыбайтесь;
  • проявляйте заботу о других людях;
  • активно слушайте;
  • сопереживайте;
  • отмечайте успехи других людей;
  • демонстрируйте уважение к другим людям;
  • просите совета и участия других людей;
  • не высказывайте суждений, пока не соберете всю информацию;
  • старайтесь не жаловаться, а предлагать решения;
  • рассматривайте мнения и идеи, которые отличаются от ваших собственных.
Copyright 2014 © Элитариум (www.elitarium.ru).
Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.

Ускоряем оборачиваемость оборотных средств

Какова основная задача рационального управления оборотными активами организации? Всеми силами и средствами сокращать периоды оборачиваемости запасов и кредиторской задолженности и увеличивать средний срок оплаты кредиторской задолженности, с целью снижения текущих финансовых потребностей, вплоть до превращения их в отрицательную величину. Рассмотрим возможности маневра по сокращению текущих финансовых потребностей организации и сроков оборачиваемости оборотных средств.

Автор: Baлеpий Алекcaндрович Щepбакoв, кандидат экономических наук, дoцент; руководитель кафедры финaнcoв и налоговой политики факультета бизнеса Новocибирского государственного технического унивеpcитета.

Три способа ускорить оборачиваемость оборотных средствКакова основная задача рационального управления оборотными активами организации? Всеми силами и средствами сокращать периоды оборачиваемости запасов и кредиторской задолженности и увеличивать средний срок оплаты кредиторской задолженности, с целью снижения текущих финансовых потребностей, вплоть до превращения их в отрицательную величину.
Рассмотрим далее возможности маневра по сокращению текущих финансовых потребностей организации и сроков оборачиваемости оборотных средств, которые относятся к «стыку» финансов и сбыта: принцип дорогой закупки и дешевой продажи товара, полностью соответствующий формуле Дюпона; скидки покупателям за сокращение сроков расчета (спонтанное финансирование), а также учет векселей и факторинг.

1. Спонтанное финансирование
Рассмотрим определение скидок покупателям за сокращение сроков расчета (спонтанное финансирование).
Предоставляя покупателю отсрочку платежа за товар, продавец фактически предоставляет своему партнеру отнюдь не бесплатный кредит. Кому из них приходится платить, не открывая кошелька? Предоставляя отсрочку в 45 дней, организация идет на упущенную выгоду (тот же убыток) — по крайней мере в сумме банковского процента, который мог бы «набежать» за 1,5 месяца, получи организация ее немедленно. Более того, если рентабельность превышает среднебанковскую ставку процента, то сумма платежа, немедленно пущенная организацией в оборот, могла бы принести еще большее приращение.
С другой стороны, зачастую трудно реализовать свой товар, не предоставляя коммерческого кредита. В странах с развитой рыночной экономикой давно был найден и успешно применяется способ облегчения трудностей работы поставщика, небесприбыльный и для покупателя: спонтанное финансирование. Если вы оплатите товар до истечения определенного срока, то сможете воспользоваться солидной скидкой с цены. После этого срока вы платите сполна, разумеется, укладываясь в договорный срок платежа. Что вам выгоднее: оплатить до заветной даты, даже если придется воспользоваться для этого банковским кредитом, или дотянуть до последнего и потерять скидку? Вряд ли стоит спешить с ответом.
Вот пример из американской практики. Товар продается на условиях: скидка 1% при платеже в 15-дневный срок при максимальной длительности отсрочки 30 дней. Уровень банковского процента — 10% годовых.
Цена отказа = [1% / (100% - 1%)] * 100 * [360 дн. / (30 дн. - 15 дн.)] = 24,2%.
Поскольку 24,2% > 10%, есть смысл отклонить предложение поставщика: скидка обойдется на 14,2 процентных пункта (или более чем вдвое) дороже банковского кредита.
Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств. Такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.

2. Учет векселей
Эффективность управления текущими активами и текущими пассивами можно также повысить, разумно используя учет векселей.
Действующее законодательство по вексельному обращению дает определение векселя и подробно регламентирует действия всех персонажей вексельных операций, поэтому нет смысла останавливаться на этих вопросах. Интерес сейчас вызывает только главное экономическое предназначение учета векселя — немедленное превращение дебиторской задолженности поставщика в деньги на его счете. Но за это удовольствие приходится платить (в буквальном смысле «время — деньги»):
Дисконт, руб. = Номинальная стоимость векселя — Сумма выплаты банковскому клиенту, руб.

Величина дисконта прямо пропорциональна числу дней, остающихся от дня учета векселя до срока платежа по нему, номиналу векселя и размеру банковской учетной ставки:
Дисконт, р = [Номинал векселя, р * Число дней от даты учета до даты платежа] / [100% * 360 дн.] * учетная ставка банка.

Чем больше номинальная стоимость векселя, тем большую сумму удержит банк в виде дисконта. Одновременно, чем меньше дней остается до срока платежа по векселю, тем меньший дисконт причитается банку.
Чтобы ускорить получение денег по векселю, владельцу не обязательно продавать его банку, можно и заложить. Но при этом, как правило, банк требует так называемого аваля, т. е. гарантии своевременности платежа по векселю. Авалистом (гарантом, поручителем) может выступать третье лицо либо одно из лиц, подписавших вексель.

3. Факторинг
Факторинг можно определить как деятельность специализированного учреждения (факторинговой компании или факторингового отдела банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями.
В факторинговых операциях участвуют три стороны:
  1. факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) — специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов;
  2. клиент (поставщик товара, кредитор) — промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;
  3. предприятие (заемщик) — фирма — покупатель товара.
Факторинговые услуги предоставляются без финансирования или с финансированием. В первом случае клиент, продавший счет-фактуру факторинговой компании, получает от последней сумму счета-фактуры при наступлении срока платежа. Во втором случае клиент может требовать немедленной оплаты счета-фактуры вне зависимости от предусмотренного срока платежа за товар. При этом факторинговая компания по сути дела предоставляет кредит своему клиенту, т.е. осуществляет финансирование в виде досрочной оплаты поставленных товаров. Другими словами, факторинговая компания возмещает клиенту большую часть суммы, указанной в счете-фактуре. Оставшаяся сумма обязательно возмещается продавцу в момент наступления срока платежа за товар.
Факторинговая компания может оплатить счет в момент наступления срока платежа или досрочно. В последнем случае она выполняет функции банка, поскольку досрочное предоставление денежных средств клиенту равносильно выдаче ему кредита. Наиболее важной услугой здесь является гарантия платежа клиенту. Эта гарантия охватывает полный объем внутренних и международных операций: факторинговая компания обязана оплатить клиенту все акцептованные счета-фактуры даже в случае неплатежеспособности должников.
Стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов:
  1. комиссии (платы за обслуживание в процентах от суммы счета-фактуры);
  2. процентов, взимаемых при досрочной оплате представленных документов.
Возможность инкассирования дебиторской задолженности, т. е. получения денег по неоплаченным требованиям и счетам-фактурам, особенно привлекательна для небольших организаций, ибо именно у них проблема временного недостатка ликвидных средств и недополучения прибыли из-за неплатежеспособности должников стоит наиболее остро. Полезность факторинга для организаций в первичный период их создания и начала производственной деятельности трудно переоценить.
Вместе с тем тормозом являются дороговизна кредита, почти полное отсутствие методической базы факторинговых операций, нехватка справочной и научной литературы.
Когда целесообразно прибегать к учету векселей, факторингу? Факторинг, равно как и учет векселей, имеет смысл применять, когда выгода от немедленного поступления денег больше, чем от их получения в свой срок. Это обычно бывает, когда:
  • организация имеет возможность применять средства с рентабельностью, превышающей ставку учетного процента и (или) стоимость (в %) факторинговых услуг (комиссию и плату за предоставленные в кредит средства). Такое сравнение необходимо проводить с учетом временной стоимости денег. Лишь при многократном, совершенно очевидном превосходстве рентабельности потенциального использования средств, а также, когда речь идет о чрезвычайно коротких периодах, можно не обращаться к дополнительным расчетам;
  • потери от инфляции грозят превысить расходы по учету векселя и (или) факторингу. Надо сравнить ставку этих расходов с прогнозируемым уровнем инфляции (и то и другое — в процентах за рассматриваемый период). Если уровень инфляции окажется выше, то вряд ли будет иметь смысл дожидаться договорного срока оплаты. Впрочем, банкир тоже заботится о положительной норме своей доходности с учетом инфляции;
  • нехватку оборотных средств, возникающую вследствие отсрочки платежа покупателем, невозможно покрыть банковским кредитом из-за дороговизны последнего.

Copyright 2014 © Элитариум (www.elitarium.ru).
Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.

Cамые богатые монархи в мире (ФОТО)

Forbes составил список 15 богатейших монархов, которые занимают свои посты по состоянию на 29 января 2013 года. 30 апреля 2013 года в Нидерл...