20 нояб. 2014 г.

История золотых монет

Золото и серебро были неотъемлемой частью бизнеса и торговли ещё во времена ранних цивилизаций: Шумерской (местность между реками Евфрат и Тигр на территории современного Ирака) и Древнеегипетской. 

Великий французский историк Фернанд Бродель рассматривал эти драгоценные металлы как "кровь средиземноморской торговли 2-го тысячелетия до н.э.". Изначально, однако, они использовались в торговле просто в форме весовых слитков, которые могли тогда нарубаться маленькими кусками или вытягиваться в проволоку. И эти металлы (главным образом серебро) применялись больше как стандарт учёта ценностей или средство для оплаты налогов правителям или храмам, а не как средство всеобщего обращения среди населения. 

Первые настоящие монеты были отчеканены лишь в VI столетии до н.э. в Лидии (западная Турция). Они были сделаны из электра, природного сплава золота и серебра, найденного в реках этого региона. Они обычно имели изображение льва или быка на одной стороне и клеймо на другой, и весили от 17.2 граммов (0.55 тройской унции) до всего 0.2 грамма (0.006 унции). Их введение приписано правителю Лидии Крезу (561 - 547 до н.э.). Усовершенствования очистки вскоре привели к раздельной чеканке золотых и серебряных монет. 
Статер. Лидия, около 545 – 520 гг. до н.э.
Чеканка монет была быстро налажена в процветавших греческих городах-государствах по всему Эгейскому морю, но в ней преобладало серебро, пока Филипп II Македонский (359 - 336 до н.э.) не приобрёл золотые и серебряные рудники во Фракии (теперь Болгария). Его сын, Александр Великий (336 - 323 до н.э.) объединил Греческую Империю и завоевал Персидскую Империю, обеспечив огромные золотые сокровища, накопленные персами из золотых месторождений на реке Оксус в северном Афганистане. Александр, как считается, получил 22 тонны (700,000 унций) золотых монет в результате ограбления персов. И для Филиппа II и для Александра, золотая монета дала значительные средства для выплаты жалования их армии и оплаты других военных расходов. В Греческой Империи монеты чеканились с изображением головы правителя вместо львов, быков и баранов, которые ранее украшали золотые монеты в других регионах.

Статер. Македония, Александр Великий 336 - 323 гг. до н.э.
Римляне, для которых золотые монеты стали важнейшим средством оплаты их легионов, также приняли обычай чеканить изображение головы императора на своей монете - ауреусе. Ауреус обычно был 0.950 пробы (22 карата) и весил 7.3 грамма (около 0.23 тройской унции ); 45 ауреусов составляли один римский фунт (либру).  
Ауреус. Рим, Марк Аврелий 148-149 г г. н.э.
Хотя эта монета была слишком ценна для большинства повседневных сделок, они использовались администраторами, торговцами и для выплат армии (легионеру платили один ауреус в месяц).
В Британии на один ауреус можно было купить 400 литров (28.57 галлонов) дешевого вина или 91 килограмм (200 фунтов) муки. После 300 года нашей эры из-за сокращения поставок золота из Испании и Восточной Европы была введена меньшая золотая монета, солид, весом 4.4 грамма (0.14 унции).
Солид. Рим, Констанций II около 355 - 357 гг. н.э.
Римляне чеканили золотые монеты в масштабах, невиданных прежде, и достигнутых вновь лишь в новое время. Между 200-ми и 400-ми годами нашей эры сотни миллионов монет были отчеканены и распространены по всей империи. Степень распространения золотых монет демонстрируют клады римских монет, которые были найдены по всей Европе, особенно в Великобритании, что можно видеть во многих музеях, и в первую очередь в Британском Музее в Лондоне. В этом музее собрана уникальная коллекция, показывающая этапы развития ранних золотых монет.
Римская Империя принесла примечательное единство в большую часть Западной Европы через государственные институты и чеканку монет. Когда эта империя развалилась, вскоре после 400 года нашей эры, прошло почти тысяча лет прежде, чем массовая чеканка золота снова возродилась. Солид, выживший как главная золотая монета Средиземноморского мира, стал чеканиться позже Византийскими императорами в Константинополе как нумизма или бизантин. 
Бизантин (солид). Костантинополь, 963-969 гг. н.э.
Бизантин отделял золотую чеканку времён падения Римской Империи от расцвета Венеции с его известными золотыми и серебряными дукатами. "Им восхищаются все люди и во всех королевствах, потому что ни у какого королевства нет монеты, которая может сравниться с ним", - отмечал наблюдатель VI столетия о бизантине. Но из-за нехватки новых поставок золота, чеканка была очень ограниченной, и монеты были все более низкого качества. К 1081 году золото в монетах было только 0.250 пробы (шесть каратов). В 1092 году император Коменус восстановил некоторое доверие вводом новой монеты весом 4.4 граммов (0.14 тройской унции золота), названной “гиперпирон”, которую многие продолжали называть бизантином, а венецианцы называли “перперо”. Эта монета, однако, никогда не достигала большого престижа, т.к. из-за дефицита золота не получила большого распространения.
Византийские солиды послужили прототипом самых первых древнерусских золотых монет, получивших название златников.
Златник князя Владимира
На самом деле, большая часть золота, которое было добыто в Африке после 700 года нашей эры, пошла на динары, отчеканенные правителями растущей Исламской империи, которая простиралась через Ближний Восток и вдоль северного африканского побережья. Эти золотые монеты, делавшиеся первоначально в Дамаске, Багдаде и Триполи, были украшены каллиграфами арабским письмом, поскольку Ислам запрещает изображение людей. 

К 1200 году растущая власть Венеции привела к усилению торговли между Исламским миром и Европой. Это процветание привело к поглощению золота, которое до этого долго перемещалось по пустыне Сахара караванами верблюдов из Западной Африки в Северную. С 1231 года из африканского золота монеты чеканились в Сицилии, прямо на Средиземноморье, а затем с 1252 года ещё и во Флоренции и Генуе. Венеция вскоре стала главным рынком золота, открыв золотой монетный двор в 1284. В следующем году был отчеканен первый золотой дукат весом 3.55 граммов (0.114 унции золота); он стал символом богатства и власти в течение следующих пятисот лет, становясь наиболее распространённой монетой после римских ауреуса и солида.
Дукат. Венеция 1361-65 гг.
После 1300 года добыча золота увеличилась за счёт новых рудников в Венгрии. Внезапно вся Европа стала чеканить монеты. Во Франции королевские монетные дворы произвели около 10 тонн (350,000 унций) монет в 1338-39 годах. В 1344 монетные дворы Флоренции, Генуи, Венеции, Брюгге (Фландрия) и Лондона отчеканили более чем пять тонн (175,000 тройских унций) золотых монет. В музеях можно видеть всё разнообразие золотых монет десятков европейских наций и городов–государств, которые их чеканили в течение 13-го и 14-го столетий.
Следующее заметное изменение объёма выработки золота произошло к 1500 году, в первую очередь, за счёт увеличения количества золота, привозимого из Западной Африки в Европу морским путем, а затем и из новых источников в Америке, что нашло отражение в объёмах чеканки монет из золота. В 1457 Португалия выпустила новую монету крузадо, сделанную из африканского золота. В Англии в 1489 году король Генри VII отчеканил первый соверен весом 15.55 граммов (0.5 унции золота) 0.958 пробы (23 карата) номиналом в один фунт. К 1503 монетный двор в Севилье уже оперировал золотом из Америки.
Португалия Крузадо 1521-1557 гг.
Большая часть того золота была переделана в испанские монеты, после чего многие из них экспортировались в Англию, Нидерланды (под испанским управлением), Геную и Венецию, где они часто переделывались в местную монету. Но поставки южноамериканского золота были относительно невелики по сравнению с притоком серебра, и в течение 16-го и 17-го столетий чеканка серебряных монет была в Европе всё ещё гораздо более массовой, чем чеканка золотых монет. В Англии королева Елизавета I в 1558 начала чеканку новых золотых монет - энджелов и других монет, чтобы восстановить престиж золотых монет, который был во многом подорван её отцом Генри VIII, но их чеканка обычно не превышала 300 килограммов (10,000 унций) в год. Доминирующей, как и в других странах, по-прежнему была чеканка серебра.
Более массовая золотая чеканка вернулась после того, как в Бразилии в 1690-ых годах было найдено золото, что привело к новым масштабам мирового производства золота и переходу Великобритании на неофициальный золотой стандарт с золотыми монетами, заменяющими серебряные в качестве главных денег в обращении. Бразильское золото сначала переделывалось в португальские монеты на монетных дворах в Рио-де-Жанейро и Лиссабоне (Бразилия была португальской колонией), но большая часть этих монет затем попадала в Англию, где их переделывали в гинеи, впервые отчеканенные в 1663. Гинея, названная так в честь африканского «золотого берега», весила около 0.25 унции (около 8.4 граммов) 0.917 пробы. Монетный двор в Лондоне только в период 1713-1716 переделал в гинеи более чем 31 тонну золота (один миллион тройских унций). 
Испания 8 эскудо 1713
Новый приток золота на монетный двор совпал с небольшим повышением цены золота по сравнению с серебром. Таким образом, купцы нашли выгодным посылать золото на монетный двор, где его переделывали в монеты, а полученное за него серебро сбывать в Индии и Китае, где серебро ценилось выше. Более высокая цена золота была подтверждена в 1717, когда сэр Исаак Ньютон, как директор Монетного двора, утвердил монетную стопу в 4 фунта 4 шиллинга 11 пенсов из одной унции золота, которая продержалась в течение двухсот лет. Его решение подтвердило предпочтение золотым монетам и ненароком установило для Великобритании золотой стандарт, с золотом, формирующим главное обращение монеты до 1914, пока не вспыхнула Первая Мировая война.
В течение XVIII столетия монетным двором были выпущены в обращение огромные количества гиней, часто по три-четыре миллиона в год; при этом серебро почти не чеканилось. Золото использовалось как никогда широко со времён Древнего Рима, и применялось для платежей как в Британии, так и за её пределами, хотя большинство других наций оставались преимущественно с серебряной чеканкой. 
Великобритания 1/2 гинеи 1717
Соверен заменил гинею согласно Акту о Чеканке монет от 1816 года, который сделал официальным золотой стандарт. Соверен, имевший вес около 0.24 унции (7.99 граммов) 0.917 пробы, стал единственным стандартом стоимости и имел неограниченное обращение.
Заключительный триумф для золотой чеканки последовал за золотыми лихорадками в Соединенных Штатах и Австралии после 1848, поскольку добыча золота повысилась в пять раз. Чеканка золотых монет резко возросла во Франции и Соединенных Штатах в 1850-ых годах, и в конечном счёте большинство наций переключились с серебра на золото к 1900 году, когда Соединенные Штаты наконец перешли на золотой стандарт вместо биметаллической политики.  
Канада 10 долларов 1913
Практически всё золото, добытое в течение XIX столетия, было переделано в монеты. Золото стало всеобщим стандартом и эквивалентом стоимости. Соверены в Великобритании и Австралии, иглы в Соединенных Штатах, марки в Германии, рубли в России, короны в Австрии, флорины в Венгрии, наполеондоры во Франции и многие другие золотые монеты в сумме составляли более 13,000 тонн (418 миллионов тройских унций) в классический период золотого стандарта до Первой Мировой войны. Но когда мир вступил в войну в 1914, правительства начали экономно использовать свое золото, чеканказолотой монеты в значительной степени сократилась, и монеты часто изымались.
Япония 20 йен (1914)
В 1933 году во время Великой Депрессии, когда США прекратили чеканку и отозвали из обращения все золотые монеты, эра обращения золотых монет закончилась.

Гербовые орлы на монетах России

РИСУНКИ ГЕРБОВОГО ОРЛА РОССИЙСКИХ МОНЕТ

При ознакомлении с внешним оформлением российских монет, отчеканенных в 1700—1917 гг. (в так называемый «императорский период»), обращает на себя внимание чрезвычайно большое разнообразие помещенных на них геральдических изображений. Казалось бы, монеты, выпущенные таким централизованным государством, как Российская империя, должны быть снабжены единой государственной символикой, постепенно изменяющейся (по мере необходимости) с течением времени. В действительности же, до середины XIX столетия происходило нечто совсем противоположное: в обращение одновременно выпускались монеты, снабженные совершенно различными геральдическими изображениями. 

В результате более подробного рассмотрения этого явления обнаруживается, что в указанный период времени геральдическое оформление металлических денежных знаков было в значительной степени подчинено потребностям и специфике российского денежного обращения и монетного производства. В то же время, некоторые специалисты по вопросам геральдики отмечают, что российский двуглавый гербовый орел (в отличие, например, от герба бывшего Советского Союза) позволял в широких пределах изменять его художественное оформление, и это не могло не пробудить творческую инициативу среди граверов, работавших над созданием монетных штемпелей, тем более что такая инициатива обычно не пресекалась. 

Столь вольное обращение с государственным гербом и другими геральдическими изображениями на монетах Российской империи объясняется прежде всего тем, что вплоть до второй половины XIX в. российская геральдика все еще находилась на стадии становления, вследствие чего и разработчики проектов внешнего оформления новых монетных выпусков, и законодатели, утверждавшие эти проекты, и даже непосредственные изготовители монетных штемпелей не были ограничены в своих действиях строгими рамками геральдических норм и установлений. 

Настоящая работа и посвящена рассмотрению комплекса особенностей геральдического оформления различных выпусков российских монет «императорского периода» общегосударственного образца, а также анализу непосредственных причин возникновения каждой из этих особенностей. 

На общегосударственных российских монетах массового выпуска в 1700—1917 гг. изображались шесть основных типов государственного герба1. 

Рис. 1 
Первый тип (рис. 1). Двуглавый орел со скипетром и державой, увенчанный тремя коронами (на серебряных монетах 1701-1735 гг., на медных монетах 1700—1754 гг.).
Рис. 2
Второй тип (рис. 2). Двуглавый орел со скипетром и державой, увенчанный тремя коронами, на груди орла московский герб (рис. 7-1); с 1730 г. герб дополнен изображением ордена Андрея Первозванного2 (на золотых монетах 1701-1796 гг., на серебряных монетах 1730-1826 гг., на медных монетах 1758—1830 гг.). 

Рис. 3  
Третий тип (рис. 3). Двуглавый орел с распростертыми крыльями, увенчанный тремя коронами, на груди орла московский герб (рис. 7-1); в лапах орел держит лавровый венок, факел, горящий с двух концов, жезл Перуна с четырьмя стрелами-молниями и ленту ордена Андрея Первозванного (на золотых монетах 1817-1831 гг., на серебряных монетах 1826 - 1831 гг на медных монетах 1830—1839 гг.)3. 
Рис. 4 
Четвертый тип (рис. 4). Двуглавый орел со скипетром и державой, увенчанный тремя коронами, на груди орла московский герб (рис. 7-1), окруженный цепью со знаком ордена Андрея Первозванного; на крыльях орла шесть территориальных гербов: Царства Казанского (рис. 7-З)4, Царства Астраханского (рис. 7-4), Царства Сибирского (рис. 7-5), Царства Польского (рис. 7-6), Царства Херсонеса Таврического (рис. 7-7) и Великого княжества Финляндского (рис. 7-9) (на золотых и серебряных монетах 1832—1858 гг., на платиновых монетах 1828—1845 гг.). 
Рис. 5 
Пятый тип (рис. 5). Двуглавый орел со скипетром и державой, увенчанный тремя коронами, на груди орла московский герб (рис. 7-1)4 окруженный цепью со знаком ордена Андрея Первозванного; на крыльях орла шесть территориальных гербов: Великого княжества Новгородского (рис. 7-11), Великого княжества Киевского (рис. 7-12), Царства Астраханского (рис. 7-4), Великого княжества Владимирского (рис.7-13), Царства Казанского (рис. 7-3) и Царства Сибирского (рис. 7-5) (на медных монетах 1849—1859 гг.). 
Рис. 6 
Шестой тип (рис. 6). Двуглавый орел со скипетром и державой, увенчанный тремя коронами, соединенными лентой ордена Андрея Первозванного, на груди орла московский герб (рис. 7-2), окруженный цепью со знаком ордена Андрея Первозванного; на крыльях орла восемь территориальных гербов: Царства Казанского (рис. 7-3), Царства Польского (рис. 7-6), Царства Херсонеса Таврического (рис. 7-8), Великих княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского (соединенный герб), (рис. 7-14), Царства Астраханского (рис. 7-4), Царства Сибирского (рис. 7-5), Царства Грузинского (рис. 7-15) и Великого княжества Финляндского (рис. 7-9, а с 1873 г—рис. 7-10) (на золотых, серебряных и медных монетах 1859—1917 гг.). 

Далее приведены изображения гербов различных территориальных и национальных частей России, использовавшиеся на российском геральдическом орле. 
Рис. 7 Местные гербы Российской империи 
Кроме изображений гербового орла, российские монеты также нередко содержат и другие геральдические элементы, основные виды которых будут кратко перечислены ниже.
Рис. 8
Так, например на общегосударственных российских золотых монетах массового выпуска 1755—1805 гг. достоинством в 10 и 5 рублей помещалась гербовая композиция (рис. 8), являвшаяся прообразом среднего государственного герба Российской империи, учрежденного в 1856 г. На этой композиции вокруг государственного герба первой разновидности размещены гербы московский (рис. 7-1), Царства Казанского (рис. 7-3), Царства Астраханского (рис. 7-4) и Царства Сибирского (рис. 7-5). Между территориальными гербами помещены четыре изображения розы, хотя В. В. Похлебкин в своей монографии «Международная символика и эмблематика» утверждает, что «в Россию роза до конца XVIII века не проникала ни как растение, ни как символ...», ибо «...как сложившийся католический символ, она не допускалась русской православной церковью» . 
Рис. 9
На золотых «андреевских» 2-рублевиках Петра I, Екатерины I и Петра II (1718—1728 гг) а также на «андреевских» одинарных и двойных червонцах Елизаветы Петровны (1749-1753 гг.) находилось изображение небесного покровителя России Святого апостола Андрея Первозванного (рис. 9). 

Рис. 10 
Медные копейки Петра I (1704 - 1718 гг.) , а также «крестовые» копейки 1728 – 29 гг. имели одно из древнейших геральдических изображений - фигуру всадника, вооруженного копьем («ездеца»), олицетворявшую российского царя (рис. 10). Это изображение следует отличать от изображения св. Георгия Победоносца с московского герба (рис. 7-1) которое встречается на многих медных монетах 1757-1796 гг. номиналом от полушки до четырёх копеек. 

Рис. 11 
Эпизодически помещались на российских монетах и другие геральдические изображения: гербовидные композиции, вензеля и монограммы императоров, и т.д. Одним из примеров таких геральдических композиций может служить изображение с медных 1-копеечных монет 1755-57гг. и серебряных 5-копеечников 1755-61гг., показанное на рис. 11 (так называемый «орёл на облаках»). 

Рис. 12 
На рис. 12 приводится пример вензеля Екатерины II (на медных монетах 1763-96гг.), составленный из заглавных букв «I» (Iмператрица) «Е» (Екатерина) и римской цифры «II» (Вторая). 

Возвращаясь к теме гербовых орлов, надо сказать, что как уже отмечалось ранее, на российских монетах 1700—1917 гг. и на других предметах, несущих на себе изображение государственного герба Российского государства, наблюдается очень большое разнообразие в его рисунках, хотя чем ближе к XX в., тем это разнообразие становится все более ограниченным. 

Для монет массового выпуска такая особенность в изображении гербового орла объясняется несколькими причинами. Прежде всего—это стилистические особенности художественного творчества изготовителей монетных штемпелей или авторов проектных рисунков монет. На сегодня имена некоторых из них известны, а выполненные ими изображения гербового орла, помещавшиеся на российских монетах, представлены на рис. 13.

Рис. 13 
Другой причиной было стремление некоторых российских монетных дворов придать своей продукции дополнительный (в придачу к буквенному обозначению двора) признак в виде специфического рисунка гербового орла. 

Третья причина—это необходимость наглядно отличить монеты старого образца от новых, чеканка которых начиналась после законодательного изменения основных монетных характеристик (весовой нормы и пробы драгоценных металлов). И наконец—это решение правительственных органов о придании внешнего различия монетам одного выпуска, но либо изготовленным из разных монетных металлов, либо имеющим различную нарицательную цену (номинал). В некоторых случаях две последние задачи решались правительством не только путем незначительного изменения рисунка гербового орла, но и сменой типа государственного герба или же введением в оформление монет каких-либо иных геральдических изображений. Вполне очевидно, что рисунок гербового орла существенно изменялся при учреждении новой разновидности государственного герба.

Проследим динамику изменения рисунка гербового орла по различным выпускам российских общегосударственных монет более подробно. 

Государственный герб первого типа 

Уже первые выпуски российских серебряных монет машинной чеканки5 отличались очень высоким качеством рисунка гербового орла. Например, для полтин 1701 г. наиболее характерен орел, представленный на рис. 14-1, а для полтин 1702 г.—представленный на рис. 14-2. 

В 1703 г. появляются первые работы русского резчика монетных штемпелей Федора Алексеева, а в 1704—1705 гг. разновидность гербового орла Алексеева (рис. 14-3) занимает доминирующее положение на большинстве серебряных монет. В 1705—1710 гг. на российских серебряных монетах массового выпуска закрепляется гербовый орел, увенчанный королевскими коронами (рис. 14-4), автором которого, видимо, был приглашенный на работу в Россию иностранец—гравер Готфрид Гаупт. Но с 1710г. королевские короны на российском гербе первого типа начинают постепенно заменяться великокняжескими (рис. 14-5), а позднее—и императорскими. Наибольшее разнообразие в рисунке гербового орла наблюдается в 1718—1725 гг. (один из его вариантов показан на рис. 14-6), а также в царствование Екатерины I; орел одного из характерных рисунков 1725—1726 гг. представлен на рис. 14-7, а 1727 г. (известный как «орел с сорочьим хвостом»)—на рис. 14-8. Последний раз государственный герб первого типа помещался на серебряных полтинах 1733 г. (см. рис. 1) и гривенниках 1735 г. 

Рис. 14 
Гербовый орел на первых российских медных монетах машинной чеканки—деньгах (т.е. полукопеечниках) имел чрезвычайно примитивный рисунок (рис. 14-9). Последующие выпуски денег и полушек (четвертькопеечников) Петра I представлены огромным разнообразием рисунков гербового орла. Вот лишь некоторые характерные их разновидности: выпуски 1700—1712 гг. Набережного монетного двора— рис. 14-10; выпуски 1707—1712 гг.— рис. 14-11 и 14-12; выпуски 1713—1717 гг. — рис. 14-13; выпуски малоразмерных полушек 1718—1722 гг. — рис. 14-14. Как видим, рисунки эти также довольно примитивны, а фантазия резчиков штемпелей в изображении корон или венцов над орлом здесь ничем не ограничивалась. Немногим лучше изображены гербовые орлы и на медных 5-копеечниках, чеканка которых производилась в 1723—1730 гг., хотя этих орлов венчают уже императорские короны. 

Остается отметить два особых случая в чеканке медных монет Петра I: на деньгах и полушках массового выпуска 1704 г. был помещен вариант орла Алексеева (рис. 14-3), а на пробных деньгах и полушках 1710 г.— разновидность орла Гаупта (рис. 14-4). 

Значительно лучше выглядят гербовые орлы, помещавшиеся на медных монетах, массовый выпуск которых был начат в царствование Анны Иоанновны в 1730 г. и закончен при Елизавете Петровне в 1754 г. (рис. 14-15 и 14-16). После 1754 г. российский государственный герб первого типа на общегосударственных монетах больше не встречается6. 

Государственный герб второго типа 

Государственный герб второго типа, изображенный впервые на ранних выпусках золотых червонцев Петра I в 1701—1703 гг. (рис. 15-1), имеет столь же примитивный рисунок, как и орел на первых медных деньгах (рис. 14-9). Причина этого не совсем ясна, поскольку согласно имеющимся сведениям первые червонцы были отчеканены на Кадашевском монетном дворе, где чеканились и первые серебряные монеты с гербовым орлом очень хорошего рисунка, тогда как первые медные монеты с примитивным орлом чеканились на Набережном монетном дворе. Не исключено, что это обстоятельство поможет уточнить место изготовления первых российских монет машинной чеканки. 

Рис. 15 
Как и на серебряных монетах, на червонцах в 1706—1707 гг. присутствует орел с королевскими коронами (рис. 15-2), затем—с великокняжескими (рис. 15-3), а с 1710 г.—с императорскими. Особо необходимо отметить гербового орла на червонцах 1710—1711 гг. (рис. 15-4): подобно орлу на судовом штандарте, он держит в клювах и в лапах карты Белого, Каспийского, Азовского и части Балтийского моря, однако, в отличие от орла на штандарте, в лапах он одновременно держит ещё скипетр и державу. 

На червонцах 1701—1729 гг. московский герб на груди орла размещался в щитах трех форм: «испанском», видоизмененном «испанском» и «германском». Поле щитов на этих монетах было гладким, и только «германский» щит на червонце 1707 г. (рис. 15-2) имел поле, покрытое точками, что в геральдике обозначает фон жёлтого цвета. 

В 1730 г. на червонце Анны Иоанновны впервые государственный герб второго типа был изображен с орденом Андрея Первозванного (рис. 15-5); еще одной особенностью гербового орла на этой монете является «византийская» форма щита на его груди. 

С 1738 и по 1796 г. червонцы Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II, а также золотые 2-рублевики и рубли Елизаветы Петровны и Екатерины II имели гербового орла с московским гербом, размещенным в «итальянском» щите; при этом на 2-рублевиках и рублях отсутствовало изображение ордена Андрея Первозванного (рис. 15-6), причиной чему послужили, видимо, очень малые размеры этих монет. 

Последней золотой монетой с гербом второго типа был червонец Павла I 1796 г.; московский герб у этой монеты был размещен на груди орла в «германском» щите. 

На золотых монетах с гербом второго типа фон (поле) щита на груди орла получило «алую окраску» (обозначенную вертикальными линиями) с 1738 г. 

На серебряных монетах герб второго типа впервые появился в 1730 г. и сразу с орденом Андрея Первозванного. В 1730—1737 гг. на рублях, а затем и на полтинах, встречается очень большое число вариаций рисунка гербового орла, объединенных единой стилистикой (рис. 5-7). Все они выполнены датским гравером на русской службе Антоном Шульцем и его учениками7. Орел типа Шульца имеет на груди «французский» по своей форме щит, очерченный (в подавляющем большинстве случаев) двойной линией. С 1734 г. поле щита уже покрыто вертикальными линиями, обозначающими в геральдике алый цвет. 

В 1736 г. известный медальер Иоганн Карл Гедлингер, работая в Санкт-Петербурге по приглашению российского правительства, создал совершенно новый рисунок гербового орла, который сыграл заметную роль в геральдическом оформлении российских монет в последующие десятилетия. Разновидность орла Гедлингера (рис. 15-8) отличалась более реалистической трактовкой его деталей, «германским» геральдическим щитом на груди и цепью ордена Андрея Первозванного, «опущенной» на плечи орла. Орел этого варианта вначале был помещен на рублях 1736 г., отчеканенных штемпелями работы самого Гедлингера, а затем был скопирован московским резчиком штемпелей Лукьяном Дмитриевым для рублей 1737 г. Однако, уже в том же 1737 г. орел Гедлингера был заменен орлом нового рисунка, «сочиненным» тем же Дмитриевым для рублей и полтин. Новый орел (рис. 15-9) имел оперение, выполненное в условной манере, и два вида щита: на рублях — видоизмененный «германский», а на полтинах—видоизмененный «французский». 

Орел типа Дмитриева просуществовал пять лет: в 1741 г. его сменил орел неизвестного автора (рис. 15-10) с другим рисунком оперения и видоизмененным «германским» щитом новой конфигурации. Такой орел изображался на рублях до 1758 г., на полтинах—до 1763 г. и на полуполтинниках—до 1775 г. 

В 1757 г. французский гравер Жан-Антуан Дасье, приглашенный на русскую службу, изготовил рублевый штемпель с новым рисунком гербового орла. Вариант орла Дасье (рис. 15-11) помещался на серебряных рублях и полтинах до 1777 г., а в 1777 г. на серебряные монеты был возвращен орел Гедлингера (рис. 15-8), и чеканка монет с таким орлом продолжалась до 1810 г. 

На медных монетах государственный герб второго типа впервые появился в 1726 г. на квадратных монетах («платах») Екатерины I (рис. 15-12), но это был лишь эпизод. Окончательно второй тип герба закрепился на медных монетах лишь в 1758 г. и вначале только на 5-копеечниках; для них был выбран только что появившийся в 1757 г. орел Дасье (рис. 15-11). Этот же орел, хотя и в чуть изменённом виде, был изображен на медных 10-копеечниках Петра III 1762 года, а также на 5-копеечниках Екатерины II, на которых он просуществовал до 1770-х гг. 

В конце 1760-х гг., в связи с временным прекращением чеканки медных монет на Петербургском, московском Красном и на Сестрорецком монетных дворах, Екатеринбургский двор, оставшийся монополистом, сменил на своих пятаках разновидность орла, разработанную Дасье, на орла особого, и весьма неудачного рисунка: с маленькими крылышками и несуразно большими бедрами (рис.15-13). Лишь с 1781 г., когда к чеканке медных общегосударственных монет подключился Сузунский монетный двор, оба «медных» двора выбирают для своих 5-копеечников новый и довольно привлекательный рисунок орла (рис. 15-14). 

В 1787 г. к чеканке медных монет подключается вновь организованный Таврический монетный двор, в 1788 г. ненадолго возобновляют чеканку меди Петербургский и московский Красный дворы, а также начинает функционировать в 1789 г. только что организованный «медный» Аннинский двор. Все эти четыре двора изображают на своих 5-копеечниках орла, несколько напоминающего орла Дасье (рис. 15-15), тогда как Екатеринбургский и Сузунский дворы в 1788 г. кардинально меняют свой рисунок орла: первый вводит совершенно новый (рис. 15-16), а второй обращается к орлу Гедлингера, но слегка видоизмененному. Типичный Гедлингеровский вариант орла также был изображен на штемпелях, специально изготовленных для проведения «павловского перечекана»8 (рис. 15-17). 

С 1802 г. на медных монетах уже всех номиналов, а не только на 5-копеечниках, начинают помещать герб второго типа. Чеканят медные монеты теперь только на Екатеринбургском и Сузунском монетных дворах, причем Сузунский двор продолжает использовать орла, близкого к варианту Гедлингера, а Екатеринбургский двор в 1802—1803 гг. пытается ввести свой собственный рисунок орла (рис. 15-18), основной особенностью которого был щит на его груди известный в геральдике как «норманнский». Но уже в 1804 г. и этот двор переходит к дизайну орла, немного напоминающему в общих чертах орла Гедлингера9. 

В 1810 г. произошло снижение весовой нормы медных монет, сопровождавшееся изменением рисунка гербового орла на всех чеканившихся в то время монетах (как медных, так и серебряных). Вначале каждый работавший тогда монетный двор помещает на монетах своего производства гербового орла собственного, отличного от других рисунка: Екатеринбургский двор—рис. 15-19 (с «французским» щитом), Сузунский—рис. 15-20 (с «германским» щитом), а Петербургский и Колпинский, являвшийся фактически филиалом Петербургского—рис. 15-21. Однако, в том же 1810 г. Екатеринбургский двор принимает рисунок орла, разработанный Петербургским двором, а в 1813 г. отказывается от собственного рисунка и Сузунский двор. Таким образом, с 1813 г. для всех монетных дворов и для всех чеканившихся тогда монет был установлен единый рисунок гербового орла—рис. 15-21; орел этого рисунка отличается резко поднятыми крыльями и щитом на груди, определяемым специалистами по геральдике как «германский» щит. 

В таком виде герб второго типа просуществовал на серебряных монетах до 1826 г. и на медных—до 1830 г. 

Государственный герб третьего типа 

Третий основной тип государственного герба, отличавшийся от всех предшествующих особой конфигурацией гербового орла («орел с распростертыми крыльями»), наличием на его груди «английского» геральдического щита и особого набора атрибутов в его лапах, впервые появился на золотых монетах в 1817г. Но первоначальный вариант герба третьего типа (рис. 16-1) немного отличался от его основного варианта (рис. 16-4): на нем орла венчает только одна корона, а на груди орла помещен несколько видоизмененный «английский» щит. 

Рис. 16 
Второй вариант этого герба (рис. 16-2), появившийся на серебряных монетах в 1826 г., отличается не только от основного, но и от первоначального варианта: на нем в правой лапе орла отсутствуют стрелы-молнии. В 1830—1831 гг. во второй вариант герба было внесено изменение, приблизившее этот вариант к основному: вместо видоизмененного щита на груди орла поместили обычный «английский» щит (рис. 16-3); такой вариант герба изображался только на рублевых серебряных монетах. Наконец, в 1830 г. был начат продолжавшийся 10 лет выпуск медных монет с основным вариантом герба третьей разновидности (рис. 16-4): с тремя коронами над орлом, с «английским» щитом на груди орла и с полным набором соответствующих атрибутов в его лапах. 

Государственный герб четвертого типа 

Четвертый тип государственного герба, сменивший в 1832 г. на золотых и серебряных монетах третий тип, впервые появился на платиновых монетах в 1828 г., то есть за четыре года до его официального учреждения. Рисунок гербового орла для 3-рублевых и 6-рублевых платиновых монет (рис. 17-1) был выполнен ведущим медальером Петербургского монетного двора Якобом Рейхелем, а для 12-рублевика (рис. 17-2)—медальером того же двора Генрихом Губе. Орлы обоих видов имеют на груди «французский» щит, в таких же щитах на крыльях орла размещены шесть территориальных гербов. И у Рейхеля, и у Губе цепь ордена Андрея Первозванного окружает щит с московским гербом, а не надета на плечи орла, как на гербе второго типа. 

Рис. 17 
Фактически оба орла различаются только рисунком оперения, и тем не менее орел Рейхеля так и остался принадлежностью лишь 6- и 3-рублевых платиновых монет, а орел типа Губе не только изображался на 12-рублевых платинниках, но и был принят в 1832 г. для оформления всех общегосударственных золотых и серебряных монет. На этих монетах орел Губе в различных мелких вариациях просуществовал до 1858 г. и никогда не изображался на медных общегосударственных монетах. 

Государственный герб пятого типа 

Герб этой разновидности (рис. 18), учрежденный в 1849 г. для общегосударственных медных монет, просуществовал до 1859 г. без всяких изменений10. Рисунок оперения гербового орла имеет явную тенденцию к стилизации, на груди орла размещен видоизмененный «германский» щит; в таких же щитах на крыльях орла изображен комплект территориальных гербов, значительно отличающийся по составу от комплекта, находящегося на гербе четвертого типа. 

Рис. 18 
Ни на каких других монетах, кроме общегосударственных медных, пятый тип государственного герба не помещался. 

Государственный герб шестого типа 

В 1857г. император Александр II, любитель геральдики, пожелал изменить центральный элемент государственной символики — двуглавого орла изображенного на российских монетах, банкнотах, печатях и т. д. Для этого император призвал барона Бернгарда Кене - деятельного прусского нумизмата и специалиста по геральдике, который в императорском дворе произвел хорошее впечатление, возглавить геральдическую комиссию, которая должна была среди прочего решить вопрос о новом орле. 

Новый рисунок орла, одобренный императором, впервые появляется на редчайшем наборе пробных серебряных монет 1858 года номиналом от пятачка до рубля, штемпеля для которого изготовил медальер Александр Лялин по рекомендациям комиссии Кене. 

Орел этого типа (во всех четырех его вариантах) имеет на груди и на крыльях «французские» щиты; короны, венчающие орла, теперь стали соединяться между собой лентой ордена Андрея Первозванного, а все изображение в значительной мере стилизовано. В отличие от всех ранее выпускавшихся монет, Святой Георгий, помещенный на груди орла, теперь обращён влево, а не вправо (см. рис. 7-2). Это изменило российскую геральдическую традицию, которая существовала до этого на протяжении очень многих лет. 

На крыльях изменился состав и порядок расположения щитков с территориальными гербами, а их количество увеличилось с шести до восьми. Работа над штемпелями лицевой стороны, изображающими восемь гербов со всеми деталями, особенно на монетах меньших номиналов была делом нелегким. Сам орел на новых монетах изображен более тщательно, с точки зрения геральдики он более Европейский - по стилю немецкий, особенно, что касается крыльев и хвоста. 

Рис. 19 
Рисунок гербового орла шестого типа изменялся трижды. Вначале герб был учрежден в 1859 г. с орлом, имевшим единый рисунок для золотых, серебряных и медных общегосударственных монет (рис. 19-1). Затем, для дополнительного обозначения продукции Варшавского монетного двора, на медных 3- и 2-копеечниках, чеканившихся на этом дворе со знаком «ВМ» («варшавская монета») в 1860— 1863 гг., было введено первое изменение, касавшееся, в основном, рисунка хвостового оперения орла (рис. 19-2). Второй раз рисунок хвостового оперения и некоторых мелких деталей гербового орла был изменен в 1860 г. для разменных (мелких) серебряных монет (рис. 19-3), что было связано с изменением весовой нормы и пробы сплава этих монет. Последнее, третье изменение рисунка гербового орла было произведено в 1886 г. для золотых и крупных серебряных (банковых) монет (рис. 19-4) и сопровождало целый комплекс нововведений: возвращение к изображению на этих монетах портрета императора, изменение их весовой нормы, а также пробы золота и серебра и, наконец, переход к метрическому11 выражению пробы драгоценных монетных металлов. Новым в рисунке орла было изображение над ним большой императорской короны и вновь измененное изображение хвостового оперения. Этот последний вариант рисунка гербового орла был воспроизведен для монетных штемпелей медальером Петербургского монетного двора А. Г. Грилихесом. 

В заключение остается сказать, что упоминавшиеся «базовые» рисунки гербового орла, достаточно долго помещавшиеся на монетах массового выпуска (такие, например, как орёл Гедлингера, Дасье или Губе и другие варианты), с течением времени претерпевали некоторые изменения, не затрагивавшие, впрочем, их основы. Происходило это, во-первых, из-за отсутствия в XVIII и в первой половине XIX в. технических средств, обеспечивающих точное повторение первоначального рисунка орла при тиражировании штемпелей (в начале XVIII в.) или при воспроизведении вышедшего из строя инструмента для изготовления штемпелей (вторая половина XVIII в. и XIX в.). А во-вторых, рисунки гербового орла зачастую специально дорабатывались медальерами монетных дворов, видимо, с целью улучшения качества изображения; однако, в ряде случаев такая доработка желаемых результатов не давала. 

Все изложенное выше свидетельствует о том, что корифей русской нумизматики А. В. Орешников вроде бы напрасно осуждал в начале XX столетия нумизматов за их интерес к таким деталям оформления российских монет императорского периода, как «особый вид орла с загнутыми крыльями», «число перьев в хвосте орла» и тому подобное. На самом же деле, подробное изучение рисунка гербового орла может обеспечить получение весьма важной информации о монете—установить время и место ее изготовления. Эта возможность приобретает особую ценность при обработке монетных кладов, поскольку входящие в их состав монеты (особенно медные) бывают часто повреждены коррозией с утратой (полностью или частично) цифр даты и аббревиатуры обозначения монетного двора. 

За последнее время выполнен ряд работ, посвященных детальному изучению гербового орла на российских монетах XVIII—XIX вв., и при этом получены очень интересные результаты. Так, нумизмат Г. С. Евдокимов, на основании обследования большого количества медных монет 1730—1754 гг., на которых обозначение изготовившего их монетного двора не проставлялось, выявил такие особенности рисунка помещенного на них гербового орла, по которым (в совокупности с другими деталями оформления) может быть установлено место чеканки каждой из этих монет. 

А. В. Храменков и Г. С. Евдокимов в результате изучения 5-копеечников 1723—1730 гг. выявили особенности в рисунке гербового орла на этих монетах, позволяющие опознавать фальшивые 5-копеечники шведской чеканки. В монографии Е. Г. Полуйко «Рубль Анны Иоанновны» классифицированы особенности рисунка гербового орла на рублевых монетах 1730—1740 гг. и установлена связь этих особенностей со временем и местом чеканки рублей в царствование Анны Иоанновны. Практически такое же исследование выполнено в отношении всех серебряных монет первой половины XIX в. в монографии американского нумизмата Р. Джулиана «Русская серебряная монетная чеканка 1796—1917». 

Изложенный в настоящей работе фактический материал со всей очевидностью свидетельствует о наличии специфических особенностей в использовании геральдических изображений для оформления российских монет, чеканившихся в 1700—1917 гг. 

Взять хотя бы такой важный вопрос, как упрощение, а следовательно и удешевление процесса изготовления монетных штемпелей. Поскольку в подавляющем большинстве случаев самым сложным (после портретов правителей) было воспроизведение на штемпелях различных геральдических изображений, именно эти изображения и позволяли осуществить ряд мер по удешевлению изготовления огромного количества штемпелей и тем существенно увеличить доход государства от эксплуатации монетной регалии. Так, на серебряных монетах до 1730 г. и на медных до 1754 г. помещали самое простое изображение государственного герба— без московского герба на груди двуглавого орла. Но и орел с московским гербом изображался в первой половине XVIII в. на золотых и серебряных монетах со значительными упрощениями: например, до 1730 г. на нем отсутствовал орден Андрея Первозванного, ставший принадлежностью российского герба еще в 1699 г., а поле щитка с московским гербом получило «окраску» (с помощью условного обозначения) лишь с 1734 г., хотя алый цвет поля этого щитка был законодательно определен еще в 1726 г. 

Весьма специфичным было в XVIII в. использование на монетах принципиально различающихся геральдических изображений—в зависимости от металла и номинала монеты, причем обычно геральдическое изображение на монете было тем проще, чем дешевле был ее металл и ниже номинал. Монеты, изготовленные из различных металлов, получали дополнительное отличие и в XIX в., но теперь за счет лишь некоторых особенностей в рисунке помещавшегося на них гербового орла и без какого-либо согласования этих особенностей с ценой металла. А монетные дворы нередко использовали различающиеся между собой по рисунку изображения гербового орла для дополнительной маркировки своей продукции. 

Наконец, в отдельных случаях на монетах могут присутствовать довольно своеобразные гербовые изображения – такие как, например, орёл с помещённым на его груди числовым обозначением номинала монеты (на 15 и 20 копейках Екатерины II) и прочие. На монетах специальных региональных выпусков могут встречаться совершенно особые варианты российского двуглавого орла, когда, например, в одной из его лап изображен меч, или когда на его груди вместо московского герба размещен какой-либо территориальный герб или гербы. 

Эти и некоторые другие особенности воспроизведения на монетах геральдических изображений, обусловленные интересами российского денежного обращения и монетного производства, настолько своеобразны и значительны, что позволяют говорить о целесообразности введения в научный оборот такого понятия, как российская монетная геральдика. 

Между тем, имеющиеся работы по отечественной геральдике либо вообще игнорируют ее нумизматические аспекты, либо сообщают по этому вопросу лишь самые элементарные сведения, которые к тому же часто бывают неточными, а то и просто ошибочными. И при этом конечно же совершенно не учитывается то обстоятельство, что именно монеты, выпускавшиеся многомиллионными тиражами, были в XVIII—начале XX в. основными носителями официального изображения как государственного герба, так и территориальных гербов России. 

Данная работа представляет собой попытку восстановить законные права нумизматики в российской геральдике XVIII—XX вв.12 

______________________________________________________ 

1 Подразделение изображений российского государственного герба на перечисляемые ниже основные типы является достаточно условным, однако такая градация не просто фиксирует изменения в отдельных элементах герба, что с точки зрения геральдики может не иметь принципиального значения, но и учитывает связь этих изменений с определенными выпусками монет, что весьма важно для нумизматики 

2 Впервые изображение ордена Святого апостола Андрея Первозванного появилось на государственном гербе России в 1699 г., одновременно с учреждением этого ордена. Тот факт, что на российских монетах орден Андрея Первозванного стали изображать только 30 лет спустя, можно объяснить лишь стремлением упростить рисунок герба с тем, чтобы снизить расходы на весьма сложный процесс ручного изготовления монетных штемпелей. 

3 В полном виде герб третьей разновидности изображен только на медных монетах. 

4 Здесь и в дальнейшем цифры, помещенные на изображении гербового орла, соответствуют нумерации территориальных гербов России и некоторых иностранных гербов на рисунке 7. 

5 До 1700 г. в российском монетном производстве фактически полностью преобладала ручная чеканка копейки и ее фракций на расплющенных кусочках серебряной (или медной) проволоки. Лишь с началом петровской денежной реформы на основных монетных дворах Москвы была внедрена машинная чеканка монет на круглых заготовках. 

6 Российский герб первой разновидности помещался на монетах России и позднее, но это были уже не общегосударственные монеты, а монеты двух специальных выпусков: для Прибалтийских провинций России (1756-1757 гг.) и для Восточной Пруссии, занятой русскими войсками (1759-1761 гг.); в обоих случаях этот герб был изображен на монетах только младших номиналов. 

7 А. Шульц является, видимо, также автором рисунков орла в гербе первой разновидности, помещавшемся на полтинах Анны Иоанновны в 1731—1733 гг. (см. рис. 1). 

8 «Павловским перечеканом» называется перечеканка при Павле I 10- и 4-копеечников 1796 г., изготовленных (по предложению последнего фаворита Екатерины II князя П. Зубова) перечеканкой ранее выпускавшихся 5- и 2-копеечников. Особенностью «павловского перечекана» было не только возвращение 10- и 4-копеечников 1796г. в их прежнее (5- и 2-копеечное) достоинство, но и придание им внешнего оформления монет Екатерины II. 

9 На 5-копеечниках Екатеринбургского двора орел схожий с орлом Гедлингера (с некоторыми изменениями в рисунке оперения) начинает встречаться уже в 1803 г., тогда как орел особого рисунка (рис. 15-18) обнаруживается на этих монетах и после фактического возврата к орлу, похожему на разработанного Гедлингером—в 1804 и 1805 гг. Подобная же ситуация наблюдалась в конце 1760-х – начале 1770-х годов на Екатеринбургском монетном дворе, когда там одновременно с пятаками нового образца несколько лет (в 1768, 69, 70, 71 и 74 годах) чеканились пятаки старого рисунка (с орлом Дасье). 

10 Медные монеты с гербом пятого типа встречаются и в 1859, и в 1860 г. - это монетные дворы в целях экономии использовали в работе хорошо сохранившиеся устаревшие гербовые штемпели. 

11 До 1886 г. проба золота и серебра для общегосударственных монет обозначалась количеством чистого драгоценного металла в золотниках (золотник—1/96 фунта), содержащимся в 1 фунте сплава; с 1886 г. пробу стали обозначать количеством чистого драгоценного металла в граммах, содержащимся в 1 килограмме сплава (метрическое выражение пробы). 

12 Необходимо также отметить, что существенные особенности имеет геральдическое оформление не только монет, но и российских бумажных денежных знаков.

Источник: http://www.realcoins.ru/articles/?id=37

Самые редкие и дорогие монеты мира

РЕКОРДЫ СТОИМОСТИ МОНЕТ

Очень редкие и уникальные монеты, появляющиеся в продаже в мире лишь раз за много лет, постоянно поражают своей стоимостью, достигнутой в ходе аукционов.

Если на рынке более или менее дешёвых и очень часто встречающихся монет наблюдается конкуренция между продавцами, то в случае с предметами высокой степени редкости обычно между собой борются покупатели. И это неудивительно - ведь по-настоящему редких монет на всех желающих не хватает. Это и приводит порой к совершенно "атомной" стоимости монет большой редкости. Причём, по мере того как проходит время, стоимость монет большой редкости становится всё выше.

Приведём лишь некоторые общеизвестные факты, иллюстрирующие выше изложенное.

Так, в течение очень длительного времени (примерно до середины 20 века) самой дорогой монетой мира вообще и античной в частности, по праву могла считаться крайне редкая золотая монета Бактрии весом в двадцать статеров (около 170 г) правителя Евкратида (второй век до нашей эры), известная лишь в трёх экземплярах. В 1867 году такая монета, являющаяся самой крупной из известных на сегодня золотых античных, была приобретена французским королём Наполеном III для Кабинета Медалей Парижа за 30,000 франков (около 5800 долларов золотом). В то время это были весьма немалые деньги. Например, унция золота стоила тогда около 20 долларов.




С середины двадцатого века и до 2002 года самой дорогой монетой мира считался классический американский раритет - серебряный доллар 1804 года. Многие слышали про эту монету, но не все знают, что на самом деле все её экземпляры, которых на сегодня известно порядка пятнадцати являются рестрайками, отчеканенными монетным двором не в 1804 году, а в последующие десятилетия. Последний раз появившись на аукционе в конце 1990-х годов, эта всемирно известная монета взяла планку в 4,100,000 долларов. Интересно отметить, что за двадцать лет до этого, на знаменательных торгах 1979 года, где продавалась легендарная коллекция семейства Гарретов и где ранее в последний раз появилась аналогичная монета, она получила "всего" 1,800,000 долларов. А до этого другой её экземпляр был продан в 1941 году всего лишь за 4250 долларов (хотя эта сумма на тот момент тоже была, в общем-то, немаленькой - унция золота тогда стоила официально 35 долларов, а баррель нефти стоил 1 доллар). Доживём ли мы до нового появления этой монеты на рынке, и сколько она тогда будет стоить - этого не знает никто. Возможно, после своей последней продажи на аукционе 1999 года, она снова на многие годы "канет в неизвестность".




А на сегодняшний день самой дорогой монетой, когда-либо проданной в мире, стали американские золотые двадцать долларов ("Двойной Игл") 1933 года. Золотые монеты Соединённых Штатов этого последнего года выпуска, из-за жестокого финансового кризиса конца 1920-х - начала 1930-х годов так и не поступили в обращение. Практически весь их тираж пошёл в своё время в переплавку. Один из очень немногочисленных экземпляров двадцатидолларовой монеты этого года, который чудом избежал уничтожения, был выставлен на аукцион в Нью-Йорке весной 2002 года. За этот лот было получено около 7,600,000 долларов.




Таким образом, вышеупомянутый знаменитый доллар 1804 года сейчас является второй по стоимости монетой мира и США. Это второе место он сегодня делит с другой американской редкостной вещью – медно-никелевыми 5 центами 1913 года. Эта мелкая монета, известная лишь в пяти экземплярах в 2005 году повторила рекорд цены продажи 1999 года, достигнутый долларом 1804 года. Лучший из известных пяти экземпляров (сертифицированный PCGS – PROOF66) был куплен крупной инвестиционной компанией за примерно те же 4,100,000 долларов. 




А третьей по стоимости монетой и США, и мира, видимо, надо считать так называемый "дублон Брашера" – уникальную золотую колониальную монету 1787 года очень грубой работы. Этот монетовидный жетон, изготовленный в своё время известным ювелиром Э. Брашером, считается самой ранней золотой монетой США. В марте 2005 его купили за 2,900,000 долларов.




На сегодня этот "дублон" уже разделяет третье место по стоимости среди всех монет мира с российскими 20 рублями Елизаветы 1755 года, о которых речь пойдёт ниже.

Европейской монетой Нового Времени самой большой стоимости на сегодня являются польские 100 дукатов 1621 года короля Сигизмунда III. Эта огромная золотая монета была продана в США в январе 2008 года за 1,380,000 долларов.




Немного не дотянула до этой суммы другая редкость из золота примерно того же веса и периода выпуска – испанские 100 реалов 1609 года короля Филиппа III, отчеканенные в Сеговии. Эта монета весом около 11 унций, была продана на торгах в Испании в октябре 2009 года за почти 1,200,0000 долларов. Таким образом, на сегодняшний день эта вторая по стоимости монета Европы.




Третьей по стоимости монетой Европы, видимо, следует считать редкий английский двойной флорин (леопард) 1344 года Эдварда III, в своё время обращавшийся по цене в шесть шиллингов. В 2006 году эта вещь в исключительной сохранности сменила владельца примерно за 920,000 долларов. Этот раритет на сегодня является также и самой дорогой британской монетой.




До этого британским лотом самой большой стоимости, видимо, была небольшая золотая монетка, изображение которой приведено ниже и которая продалась незадолго до того двойного леопарда 1344 года. Эту монету, называемую сейчас "манкус", в начале девятого века нашей эры выпустил англо-саксонский король Коэнвулф. В своё время она составляла примерно месячный заработок рабочего. Экземпляр, найденный в 2001 году металлоискателем в шестидесяти километрах от Лондона, три года спустя, в октябре 2004 года купил известный покупатель из Америки А. Дэвиссон приблизительно за 400,000 долларов. Однако британские власти не позволили ему вывезти её за пределы Соединённого Королевства, начав собирать деньги, чтобы её выкупить у Дэвиссона. В итоге он продал её музею в феврале 2006 года за 650,000 долларов. Этот раритет специалисты-нумизматы сегодня считают самой первой британской монетой из золота. Вероятно, она сейчас является самой дорогой монетой эпохи Средневековья. Это в общем-то неудивительно, ведь в Средние Века в Европе чеканилось довольно мало золота.



А самой дорогой монетой античного периода на сегодня стал латунный сестерций римского императора Адриана. Этот "скромный медяк" первой половины второго века нашей эры обрёл своего нового хозяина на торгах в Швейцарии в декабре 2008 года примерно за 1,900,000 долларов! И это - в разгар общемировых финансовых неурядиц! Похоже, что это на сегодняшний день вторая по величине цена (после медно-никелевого пятицентовика 1913 года), заплаченная когда-либо за какую-либо монету из недрагоценного металла… Вспомним огромные золотые двадцать статеров бактрийского царя Евкратида, о которых речь шла в начале статьи и которые когда-то были проданы всего лишь за какие-то 5800 долларов! А за сколько же те двадцать статеров могли бы продаться сейчас, появись они на аукционе, если уже нашёлся человек, заплативший почти два миллиона долларов за римскую монету небольшого номинала, сделанную из почти ничего не стоящей латуни?! А ведь последний раз до этого знаменательного события такой сестерций Адриана продался в 1990 году "всего-то" за 215,000 долларов.




Австралийской монетой самой высокой стоимости стал редкий бронзовый пенни 1930 года, отчеканенный в качестве Proof. В 2005 году один из шести существующих экземпляров нашёл себе нового хозяина за 515,000 долларов.




И таких потрясающих примеров продаж редких нумизматических объектов по безумным ценам можно приводить сколько угодно. Вообще говоря, как это ни странно, несколько последних кризисных лет (включая 2008 год) оказались весьма "урожайными" на рекордные ценовые достижения в области элитной нумизматики.

Например, в самом начале января 2010 года лучший из трёх существующих экземпляров канадского одноцентовика 1936 года с точкой под датой (сертифицирован PCGS - MS66-RED) продался приблизительно за 400,000 долларов, что стало максимальной суммой для какой-либо канадской монеты. Эти центы, датированные 1836 годом, с точкой в нижней части реверса были отчеканены в начале 1937 года, когда стало известно об отказе нового короля Великобритании Эдварда VIII от прав на трон в связи с его намерением вступить в брак с разведённой женщиной. Его предшественник король Джордж V умер в 1936 году, но монеты с его портретом продолжали выпускаться ещё какое-то время. Небольшую точку было решено поставить на монеты, отчеканенные уже после смерти Джорджа. Одно время все три известных экземпляра этого редчайшего цента с точкой принадлежали одному человеку – крупному нумизмату Дж. Питтману, который заплатил в 1954 году лишь 250 долларов за все три монеты! Сегодня одна из них ушла в 1600 раз дороже.




Не только монеты стран западной цивилизации могут иметь большую стоимость. Существуют нумизматические редкости и азиатских стран, которые стоят далеко не дёшево.

Так, китайские золотые 50 долларов 1927 года достались какому-то коллекционеру за 500,000 долларов. Именно такую цену он заплатил за этот самый крупный золотой китайский денежный знак на торгах в 2008 году. Видимо, на данный момент это самая высокая стоимость монеты Китая, когда-либо реализованной в мире. На лицевой стороне этих 50 долларов - изображение Чжанг-Золиня в мундире, а на обратной стороне – дракон и феникс. По краю с обеих сторон монету украшает сложный орнамент. Генерал Чжанг-Золинь с середины 1910-х и до конца 1920 –х годов был правителем провинции Маньчжурия, а под конец своего правления и жизни он захватил власть практически над всем Китаем. За два года, что Чжанг-Золинь находился в Пекине в качестве единоличного диктатора и верховного главнокомандующего, было изготовлено в крайне небольшом количестве несколько весьма необычных монет, которые можно рассматривать в качестве подарочных или сувенирных. Все они изначально не предназначались для обращения. Одной из этих монет и является этот пятидесятидолларовик, который стал известен нумизматической общественности лишь недавно. Считается, что эти пятьдесят долларов существуют лишь в одном экземпляре.



В общем-то не отстают от иностранных и наши монеты большой редкости.

Долгое время монетой России самой высокой стоимости считался знаменитый и скандальный "константиновский" рубль 1825 года. Про эту пробную серебряную монету с портретом никогда не царствовавшего императора - великого князя Константина Павловича слышали даже люди, далекие от нумизматики. Этот рубль был разработан и отчеканен в конце 1825 года в первые дни после смерти Александра I, во время восстания Декабристов и путаницы с вопросом о наследнике русского трона. Авторы этой монеты, желавшие выслужиться перед новым императором, не знали о его отречении от престола. Когда-то на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков известный московский дилер В. Петров в своём каталоге оценил её в 3000 рублей (около 1500 долларов золотом). Примерно в тоже время на аукционе в Гамбурге 1898 года один из крайне малочисленных экземпляров этого рубля продался только за 1280 германских марок (около 305 долларов золотом). Много это или мало? Согласно официальным данным общероссийской переписи населения 1897 года, среднестатистический житель Российской Империи имел доход в 36 рублей (около 18 долларов) в год. Исходя из этого, получается, что 305 долларов (то есть порядка 15 унций золота) за серебряную русскую монету, которой тогда было менее 80 лет от роду – это не так уж и мало. Но позднее, в 1913 году во Франкфурте другой экземпляр (из собрания великого коллекционера графа И. Толстого) был куплен другим легендарным собирателем – Вирджилом Брандтом из Чикаго. Монета обошлась новому владельцу уже в огромную по тем временам сумму - 11,250 марок (около 2700 долларов). А в 1964 году на торгах в Швейцарии ещё один такой пробный рубль был продан уже за 38,000 швейцарских франков (около 8800 долларов), что тоже было для того времени совершенно фантастической стоимостью для какой-либо российской монеты. Однако, тридцать лет спустя, осенью 1994 года тот же экземпляр редчайшего и популярнейшего рубля Константина был реализован в Америке уже за 100,000 долларов банкиру из Новосибирска. Затем, в 2003 году, когда аналогичный рубль в следующий (и последний) раз появился в продаже, он был приобретён японским коллекционером уже за 525,000 долларов. Когда эта монета снова появится в продаже, и за сколько она достанется следующему владельцу?




Однако этот исторический максимум стоимости монет России продержался довольно недолго. Уже в 2007 году это впечатляющее достижение было перекрыто: на торгах в Москве редкий вариант рубля 1730 года с цепью ордена Андрея Первозванного вокруг орла на реверсе был куплен за 650,000 долларов! Стоит заметить, что известен факт предыдущей продажи другого экземпляра этого редкого рубля 1730 года в не столь уж отдалённое время всего за 25,000 долларов - в начале 1990-х годов один опытнейший дилер из Москвы с трудом смог продать такую монету за эту цену, составлявшую менее 4% от цены 2007 года...

Но и этот рекорд 2007 года продержался ещё намного меньше времени! На сегодняшний день среди русских монет пальму первенства по стоимости уже перехватила и пока прочно удерживает другая диковинная вещь. В конце 2008 года на аукционе в Великобритании, несмотря на новый мировой экономический кризис, за один русский лот покупателем была выложена поистине колоссальная сумма в 2,900,000 долларов. Эти деньги были заплачены за самую крупную золотую монету Российской Империи - пробный двадцатирублевик 1755 года работы гравёра Бенджамина Скотта. Монета этого необычного номинала, так и непринятая в своё время к массовой чеканке, отсутствовала в продаже на рынке почти шестьдесят лет. Таким образом, этот экземпляр, происходящий из коллекции великого князя Георгия Михайловича, стал первой в истории отечественной монетой, за которую была выручена семизначная сумма денег, а также третьей по стоимости монетой мира (наряду с упоминавшимся ранее "дублоном Брашера" 1787 года). Как долго продержится этот сногсшибательный рекорд? Трудно сказать. Любопытно отметить, что когда этот экземпляр появился в последний раз до этого на аукционе в 1950 году, за него было заплачено покупателем лишь около… 400 долларов. И все эти 58 лет монета хранилась у одного владельца, решившего наконец продать её в 2008 году. Остаётся только удивляться прозорливости этого удачливого инвестора.




Таким образом, на сегодняшний день это самая дорогая золотая монета России и самая дорогая русская монета вообще. А упомянутый рубль Анны 1730 года пока является второй по дороговизне среди всех отечественных монет и самой дорогой среди наших серебряных. На третьем месте среди всех российских монет сейчас стоит Константиновский рубль. А какая наша медная монета является на сегодня самой дорогой? Это медная квадратная плата 1726 года оригинальной чеканки номиналом в 5 копеек. Весной 2007 года её итоговая стоимость на аукционе в Москве составила более чем 230,000 долларов.

Советской монетой, которая смогла достичь в ходе торгов самую высокую стоимость за всю историю, сейчас является червонец с сеятелем 1925 года. Пробный оттиск этой исключительно редкой золотой монеты, отчеканенный в меди, был реализован в апреле 2008 года более чем за 200,000 долларов. Этот рекорд для монет советского периода пока не превзойдён.




Так кто же всё-таки те люди, которые платили и платят столь огромные суммы за какие-то там монетки, пусть даже очень редкие, вместо того чтобы потратить деньги на что-то другое? Сумасшедшие чудаки? Богачи, не знающие, чего им ещё не хватает? Люди, желающие пустить кому-то пыль в глаза? Возможно. Но во многих случаях это ещё и грамотные инвесторы, понимающие, что редких монет с годами больше не становится. Покупая эксклюзивные редкости, они вкладывают деньги в твёрдые активы, не подверженные инфляции. Ведь если в прошлом стоимость монет исключительной редкости значительно росла с течением времени, то можно думать, что так будет продолжаться и в будущем.

Один дилер рынка нумизматики однажды сказал примерно следующее: "Предел роста стоимости редчайших монет, конечно же, существует, но только никто не знает, где он!". Трудно высказаться более метко по этому вопросу. Это фактически значит, что каким бы безумным ни казался недавно достигнутый исторический максимум стоимости монет, рано или поздно он всё равно обязательно будет превышен. Это всегда делало монеты большой редкости привлекательным объектом инвестиций. Возьмём, например, Константиновский рубль, о котором речь шла выше. В 1898 году он был продан лишь за 305 долларов, на которые тогда можно было приобрести около 15 унций золота по тогдашней цене в 20 долларов за унцию. А когда эта легендарная монета продалась примерно сто лет спустя в последний раз (в начале 2003 года) за неё коллекционер заплатил уже 525,000 долларов, на которые при тогдашней цене на золото в 385 долларов за унцию можно было купить уже 1360 унций золота! Доллар 1804 года, проданный в 1941 году, принёс своему хозяину всего-то 4250 долларов, что при цене золота в 35 долларов за унцию и цене нефти в 1 доллар за баррель соответствовало примерно 120 унциям золота или 4250 баррелям нефти. А в 1999 году аналогичный серебряный доллар получил уже 4,100,000 долларов, что на тот момент примерно соответствовало стоимости 15,200 унций золота или 255,000 баррелей нефти! Эта феноменальная доходность долгосрочных вложений в монеты исключительной редкости приводит к тому, что их порой покупают не только частные лица, но ещё и банки, инвестиционные фонды и другие профессиональные институциональные инвесторы.
 
Источник: http://www.realcoins.ru/articles/?id=65

Cамые богатые монархи в мире (ФОТО)

Forbes составил список 15 богатейших монархов, которые занимают свои посты по состоянию на 29 января 2013 года. 30 апреля 2013 года в Нидерл...